Власти Китая собираются восстановить Великий Шелковый путь и решили помогать странам, которые могут принять участие в этом глобальном проекте. На развитие будущих партнеров Поднебесная даже выделила 8,7 млрд. долларов помощи. Однако Беларусь вряд ли может рассчитывать получить хотя бы цент из этих денег, заявил экономист Лев Марголин в интервью белорусскому изданию «Завтра твоей страны».
Насколько развита Беларусь?
О планах создания Нового Шелкового пути заявил председатель КНР Си Цзиньпин на международном форуме 14 мая. По словам руководителя Китая, Новый Шелковый путь – это не столько маршрут доставки товаров, как его трактовали в древности, сколько цепь стран, готовых стать партнерами Поднебесной и участвовать в ее глобальных проектах. Планы возобновления Шелкового пути снесены в стратегию «Один пояс и один путь», которую также представило китайское правительство.
При чем здесь Беларусь? Для того, чтобы принять участие в проекте, страна подходит по двум причинам. Во-первых, Шелковый путь, как известно, заканчивается в Европе. А через Беларусь попасть туда очень удобно. Во-вторых, страна нуждается в инвестициях, без которых невозможно дальнейшее развитие и высвобождение из-под московской опеки.
Однако, как отмечает Лев Марголин, вряд ли белорусам стоит рассчитывать на китайскую экономическую помощь. Таджикистан и Кыргызстан они наверняка профинансируют. Но эти страны настолько бедны, что просто не способны за свои средства развивать необходимую инфраструктуру. В Беларуси же другая ситуация, утверждает Марголин.
Так, по его словам, если смотреть на показатель ВВП в среднем на душу населения, то получится, что Беларусь надо относить не к развивающимся, а к среднеразвитым странам. И самое плохое здесь, что китайцы не считают Беларусь критически важным государством для продолжения экспансии на Европейском континенте. Увы, но Беларусь они легко могут обойти стороной.
Впрочем, Марголин все же советует не спешить с однозначными выводами. Он напоминает, что Китай – очень загадочная для европейцев страна и психология этого народа нам далеко не всегда понятна. Порой китайцы принимают решения, которых мы от них не ожидаем. Иногда бывают и приятные сюрпризы. Так что полностью отворачиваться от Нового Шелкового пути все-таки не стоит.
Как формируется ВВП Беларуси?
Продолжая говорить о своей стране, Лев Марголин все же признает, что несколько погорячился, когда отнес Беларусь к среднеразвитым странам. По словам экономиста, макропоказатели в Беларуси рассчитываются примерно так же, как это делали в Советском Союзе. А это значит, что далеко не всегда официальную статистику можно принимать за чистую монету.
К примеру, если смотреть на среднюю зарплату в Беларуси, то ни о какой среднеразвитости экономики и речи быть не может. Самые бедные страны имеют такие же показатели. Беларусь только выглядит неплохо на фоне Украины или Молдовы, где социальная сфера и вовсе запущена до предела.
А откуда же взяться высоким доходам населения, если сама экономика развивается больше на бумаге, чем в действительности. Статистические службы Беларуси записывают в ВВП все, что произведено. Но далеко не каждый товар будет куплен. И даже не каждый доходит до обычной отгрузки. Есть предприятия, работающие исключительно на собственный склад, т.е. производящие, на самом деле товар, который позже отправляется прямиком в утиль. Зато предприятия не закрываются, у кого-то работа есть… Все это мы уже проходили в прошлом и к чему приводит такая благотворительность известно.
Тем не менее, Беларусь пытается вырваться из порочного круга постсоветской экономики и зависимости от России. В правительстве хорошо понимают, что помочь в этом может сотрудничество с такими мощными партнерами, как Китай. На сегодня, посещая различные евразийские форумы, Беларусь пытается получить одновременно и экономическую, и имиджевую выгоду, говорит Лев Марголин.
Особых достижений в этой сфере пока не наблюдается. В лучшем случае можно говорить о самом начале сотрудничества. Но все-таки в Беларуси строится индустриальный парк «Великий камень». Партнерами в этом проекте выступают китайские бизнесмены.
Белорусы надеются, что в недалеком будущем, благодаря этому проекту, удастся привлечь в страну побольше инвестиций. Это требуется и для наполнения бюджета, и для выравнивания платежного баланса.
Новый Шелковый путь также может помочь белорусам. Главное, чтобы этот проект не остался только в планах китайского руководства и не стал затягиваться на десятилетия. Теоретически железные дороги, построенные из Беларуси через Россию напрямую в Китай или же с заездом в Казахстан, будут иметь наивысшую пропускную способность и позволят дешево доставлять китайские товары непосредственно к восточным границам Евросоюза.
Существуют еще перспективные маршруты, охватывающие Грузию, Азербайджан и Украину. Этим путем также можно выйти и в Казахстан, и в Китай. Это – альтернатива или, так сказать, конкурирующий с белорусским маршрут. Хотя у Минска все равно больше шансов, поскольку и восток Украины, и Кавказ – неспокойные регионы, в которые вряд ли кто-либо в ближайшее время станет вкладывать крупные капиталы.