Перевод рейсов в Беларусь на международные сектора в российских аэропортах обсуждается экспертами. Аналитики размышляют, почему Москва начала строить условный забор на границе с Беларусью. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Со вчерашнего дня все рейсы в Беларусь обслуживаются международными секторами российских аэропортов. Госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота заявил, что пассажиры, которые не являются гражданами этих двух стран, будут проходить пограничную проверку. Согласно заявлениям чиновников, россиян и белорусов это нововведение не коснется, в Москве считают, что с помощью проверки можно снизить угрозу терроризма.
Одностороннее решение России о закрытии белорусского воздушного транзита для иностранцев критически оценили в Минске. Ожидаемо после этого шага Москвы с финансовыми потерями столкнется компания «Белавиа». Далеко не все аэропорты в России имеют международные терминалы. В экспертной среде, тем не менее, полагают, что Минск ответные меры предпринимать не станет.
Москва объясняет необходимость ужесточения правил пропуска опасениями возможного проникновения нелегалов в Россию из территории Беларуси. Безвизовый въезд для иностранцев в Беларуси действует с 12 февраля. Официальный Минск разрешил посещение Беларуси иностранцами без предварительного получения виз сроком до 5 дней и при условии прибытия через международный пункт пропуска в Национальном аэропорте.
Ситуацию прокомментировал в своей статье для издания «Известия» Алексей Филатов, вице-президент российской международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Он убежден, что при фактическом отсутствии границы с Беларусью Россия может столкнуться с ростом террористической угрозы. В интервью РИА «Новости» о наличии опасности рассказал также депутат Госдумы Константин Затулин.
Негативную реакцию в России вызвала информация о выделении Беларуси Евросоюзом 7 миллионов евро для обустройства временных пунктов содержания нелегальных мигрантов. В своем обзоре Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики НИУ ВШЭ пишет, что провластные эксперты восприняли прием беженцев по-своему. Скорее всего, они сочли размещение беженцев в Беларуси и их гипотетическую дальнейшую отправку в Россию частью готовящегося соглашения между Минском и Брюсселем.
Еще одной причиной ужесточения правил контроля в Москве называют ввоз в Россию из Беларуси запрещенной санкциями продукции. На страницах российской прессы решение российских чиновников называют защитными мерами, поскольку под видом товаров из Беларуси нередко в Россию проникают санкционные товары.
Внутренний пограничный контроль в России продолжает усилятся – эксперты.
Белорусский исследователь истории пограничной службы, автор нескольких книг Леонид Спаткай называет перенаправление авиарейсов из Минска в международные терминалы российских аэропортов продолжением давнего процесса усиления внутреннего пограничного контроля со стороны России. Эксперт напомнил, что выборочные проверки транспорта на дорогах из Беларуси в Россию проводятся с февраля 2013 года.
В прошлом году сухопутный транзит для граждан третьих стран через Беларусь Россия полностью перекрыла. Решение в Москве объяснили «отсутствием международных пунктов пропуска на внутренней границе Союзного государства». На следующем этапе соответствующими указами ФСБ была введена пограничная зона в Смоленской, Псковской и Брянской области. В отличие от белорусской пограничной территории, со стороны России указаны места въезда людей и транспорта, установлены предупреждающие знаки.
Примечательно, что за нарушение пограничного режима для злоумышленников российское законодательство предусматривает уголовную ответственность вместо вполне подходящей в подобных случаях административной. Спаткай предполагает, что все решения, принимаемые Москвой, свидетельствуют об углублении кризиса в отношениях между союзниками. Теперь кризис перешел в сферу охраны границ. Вместе с тем восстановлением пограничных барьеров российское руководство нарушает союзные обязательства об отмене внутреннего контроля, хотя предположение о потоке нелегалов из Беларуси выглядят несколько абсурдными.
Официально на решение Москвы Минск отреагировал сообщением Госпогранкомитета Республики Беларусь. В сообщении говорится о том, что ответный пограничный контроль на внутренних авиарейсах в Россию и в обратном направлении белорусское руководство вводить не намерено. Также нововведения, связанные с авиарейсами из Беларуси, прокомментировал белорусский МИД.
В сообщении дипломатического ведомства акцент сделан на заверениях из Москвы в том, что новый порядок к ущемлению свободы перемещения белорусов и россиян не приведет. Пресс-служба белорусского дипломатического ведомства заявила, что Минск намерен посмотреть, как россияне будут реализовывать новые подходы.
Руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман объясняет, что Беларусь не заинтересована в возведении препятствий на границах с Россией и остальным миром. Поэтому из ситуации, которая складывается в отношениях с Россией, не нужно делать сенсацию или трагедию. Единственным адекватным ответом эксперт называет дальнейшее ведение переговорного процесса между соседними странами.