О заблуждениях британских политиков пишет автор статьи в Financial Times Джанана Ганеша. Оказывается, многие в Великобритании не ожидали, что новым президентом Франции станет Эммануэль Макрон и эта страна вместе с Германией сможет установить доминирующее влияние над всем Евросоюзом. Великобритания, решившая порвать с ЕС, явно просчиталась, потеряв свои возможности стать одним из главных лидеров Старого Света.
В плену старых предрассудков.
Будущее Евросоюза не такое плохое, как считали многие. Не стоило заранее хоронить ЕС только на том основании, что несколько лет подряд в нем не наблюдалось никакого прогресса. Рано или поздно должны были прийти люди, которые подтолкнуть Европу к дальнейшему развитию, отмечают эксперты.
Тем более не стоило мерить современность стандартами сороковых голов прошлого столетия. Кто-то почему-то решил, что Франция очень слаба и несамостоятельна, а Германия якобы спит и видит, как установить единоличную гегемонию над всем континентом. Как отмечают эксперты, этот самый «кто-то», очевидно, застрял в событиях более чем семидесятилетней давности и наивно полагает, что континентальная Европа вот-вот ляжет в руинах, тогда как Великая Британия снова найдет свой звездный час.
А тем временем новоизбранный президент Франции Эммануэль Макрон только во время предвыборной кампании позволил себе упоминать о Фрекзите – вероятном выходе из ЕС и его страны вслед за Великобританией. Только-только одержав победу, Макрон заявил о намерении заключить большую сделку с Германией, целью которой станет серьезное укрепление Евросоюза.
В частности Франция, по мнению ее президента, должна взять на себя четкие обязательства по проведению реформ у себя дома. А Берлин должен гарантировать стабильный курс единой европейской валюты. Как отмечает Макрон, этих двух главных условий достаточно, чтобы наконец-то прекратить бессмысленные и ни к чему не ведущие разговоры о якобы надвигающемся закате Европейского Союза.
По мнению автора публикации в Financial Times, возрождение тесного партнерства между самыми мощными континентальными странами ЕС вовсе не входило в планы Великобритании. Сейчас Туманный Альбион сам себя поставил в невыгодное положение. До сих пор лондонские правители немало усилий прилагали для того, чтобы на континенте ни при каких условиях не возникали сверхмощные государства или прочные межгосударственные союзы, позволяющие занять однозначные лидирующие позиции в ЕС.
О чем молчат в Лондоне.
Только теперь на поверхности стали показываться подводные камни Брекзита, утверждает Financial Times. Оказывается, выход Британии из ЕС был мотивирован ее желанием добиться развала единой Европы.
Как отмечает автор публикации, в таких планах можно было заподозрить кого угодно, только не Англию, которая должна была чувствовать себя ответственной за будущее континента. Впрочем, о таком в Лондоне никто вслух не скажет. Да и не все так просто и однозначно.
Нынешние политики всматриваются в прошлое, пытаясь вынести из него главные уроки, чтобы не повторять тех же самых ошибок. А уроки таковы: провалы британской дипломатии накануне двух мировых войн стоили англичанам большой крови и колоссальных экономических потерь. Но самое-то интересное, что, когда войны заканчивались, а континентальная Европа возрождалась, Великобритания продолжала нести потери. Кто-то еще помнит об огромной империи, над которой никогда не заходило солнце? А ведь эту самую империю, фактически, похоронил франко-германский союз, возникший каких-то полстолетия назад.
В тот момент Великобритания стала проситься в будущие ЕС на правах обычного члена. И теперь уже с континента ей диктовали правила поведения на едином рынке. А Лондон в лучшем случае только участвовал в обсуждении важнейших проблем, имея право всего на один голос.
Естественно, Великобритания уже не раз за последние десятилетия пыталась усилить противоречия между Францией и Германией. И преснопамятный Брекзит также делался в расчете на это. Однако факт остается фактом: в последний раз Германия и Франция серьезно поссорились в 1940 году. Да и то дело закончилось тем, что Германия тут же оккупировала Францию, а через пять лет по окончании войны Франция получила оккупационную зону в Германии. Далее – начало формирования ЕС. Как видим, франко-германские ссоры длительными не бывают.
Теперь, когда Макрон выиграл выборы у очень выгодного для себя оппонента, ему не составляло труда дать и тут же взять обратно обещание рассмотреть перспективу выхода из Европейского Союза. Пока он это обещал, безоружными против него оставались как внутренняя оппозиция, также желающая возобновить изоляционистскую политику, так и внешние противники в виде Британии, России и пр. Теперь же остается превратить заявленные планы в реальность.
Нельзя сказать, что это легкая задача, говорят эксперты. Но, с другой стороны, никто из здравомыслящих политиков на континенте не желает распада ЕС. Слишком уж велики будут риски и вероятные потери. Усталость от объединения, кажется, уже проходит. А Великобритания со своим Брекзитом снова сыграла роль клапана в перегретом котле, выпустив за свой счет лишний пар.