Согласно экспертному мнению, одной из главных целей российского президента является возвращение России на мировую арену в качестве страны, определяющей глобальную повестку. Несмотря на планы и намерения, Кремль продолжает упускать возможности нормализации отношений с США, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Политолог, профессор Института исследований мира в Осло Павел Баев в своей публикации для сайта Фонда Джеймстауна пишет, что Кремль по-прежнему надеется улучшить отношения с администрацией Дональда Трампа. Особенно четко это желание читалось в действиях Кремля в начале года. С тех пор иллюзии российских стратегов неоднократно развеивались. Российские политики и дипломаты пытаются найти подход к новой американской власти.
Давний помощник российского президента по внешней политике Юрий Ушаков недавно заявил, что сложные вопросы, оставленные после себя администрацией Барака Обамы, постепенно решились, несмотря на некоторое сопротивление «определенных сил в американском истеблишменте». Тем не менее, Ушаков не сдержался, чтобы не напомнить о «границах терпения России» в контексте дипломатической собственности, «конфискованной» Вашингтоном в декабре 2016 года.
Жалоба Ушакова является показательной, с помощью оценки этого заявления можно понять глубину разочарования Москвы. Российские политики разочарованы новыми осложнениями, возникшими в Вашингтоне. Сложности блокируют исполнение мечты российского президента о красивой дружбе с коллегой Трампом – лидером неопытным и непредвзятым. Именно из-за разочарования Москва слишком сильно старается использовать каждый шанс, чтобы разморозить отношения. Однако в действительности только Россия страдает от настойчивых попыток лидеров страны добиться нормализации отношений с США.
По утверждению политолога, маленькие жесты иногда имеют огромное значение в дипломатической игре на самом высоком уровне. Явно в восторге был российский министр Лавров, когда после его встречи с американским коллегой Тиллерсоном удалось провести беседу также с хозяином Белого дома. Но очередной досадной оплошностью стала публикация фотографий Трампа и Лаврова, которые улыбаются на камеру в Овальном кабинете в присутствии российского посла Сергея Кисляка.
В несколько скандальных историй вовлечен российский посол в США. Фигурантами этих скандалов являются также члены избирательного штаба Трампа. Расследование резонансных историй неизбежно приводит к новым призывам наказать Россию за вмешательство в избирательный процесс. Неожиданное увольнение директора ФБР Джеймса Коми добавило картине переговоров мрачных оттенков. Многие обозреватели утверждают, что президент Трамп перешел в контрнаступление против «русофобов» в своей администрации. Также эксперты обсуждают чувствительность Трампа к «имиджевым потерям» из-за связи с Россией.
Дипломатические приемы Москвы не отличаются высокой эффективностью.
Москва пытается наладить отношения с США в основном через сотрудничество двух стран в борьбе против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Россия стремится навязать США свою идею о создании «зон деэскалации» на сирийской территории. Эта инициатива преподносится как шаг, направленный на завершение войны, но в действительности может только продлить время пребывания у власти Башара Асада. Инициативу России решительно отвергает Израиль, армия государства намерена наносить удары по позициям организации Хезболла в любых местах, где боевики представляют собой угрозу.
Для администрации президента Трампа не очевидна польза от российской инициативы. После введения «зон деэскалации» вряд ли Вашингтону будет легче разгромить ИГИЛ в Ракке. Главной проблемой в данном случае является позиция Турции. Анкара выступает против поставок тяжелого вооружения сирийским курдам, которые в настоящее время ведут наступление на Ракку. Некоторые связи есть с курдами и у россиян, но Москва в первую очередь стремится к восстановлению отношений с Анкарой.
Все приманки Лаврова одним своим заявлением обошел советник Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер. Он заявил о необходимости противодействия «разрушительному поведению» России в Сирии. В Москве советника президента Трампа однозначно воспринимают как недруга, ведь говорит он о недопустимом поведении россиян не только в Сирии, но и в Украине. По украинскому вопросу сторонам найти общий язык еще труднее.
Сразу же после беседы с Сергеем Лавровым Трамп провел встречу с его украинским коллегой Павлом Климкиным. В ходе встречи американский президент призвал страны к миру. Заявление хозяина Белого дома с призывом в Кремле отказались комментировать. Всеми возможными способами Лавров и пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков стараются минимизировать разногласия между Москвой и Вашингтоном по поводу санкций и реализации Минских соглашений.
Вынос за скобки одной из ключевых проблем теоретически может способствовать сближению США и России, но только до определенного этапа. Агрессивный перехват американского P-8A «Посейдон» российским истребителем над Черным морем стал очередным напоминанием о жесткой позиции Кремля относительно Украины.
Москва имела замечательную возможность заявить о себе в качестве ценного партнера для США при разрешении северокорейского кризиса, но непонятным образом возможность была упущена. Слишком быстрым процессом для Кремля оказалось развитие американо-китайского сотрудничества, которое сейчас выступает основой управления кризисом. На форуме в Пекине Путин говорил о необходимости отказа от воинственной риторики и взаимных обвинений, но после этого КНДР провела ракетное испытание близко к Владивостоку.
Российский лидер явно немало усилий вкладывает в поддержание международного авторитета, но доходность инвестиций невысокая и даже не компенсирует столь серьезную потерю, как проигрыш пророссийского кандидата на президентских выборах во Франции. На корейский кризис Москва не может оказывать влияние, зависит от «брата по оружию» Ирана в ближневосточном регионе, что не способствует повышению рейтинга Путина перед встречей с американским коллегой, которая состоится на саммите G20 в германском Гамбурге.