Внутри инициированных Москвой интеграционных проектов российская сторона устанавливает выгодные для себя правила. Защиту Россией своего рынка эксперты называют ущемлением интересов участников евразийской интеграции, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) конфликты возникают постоянно. К примеру, с февраля до 18 мая российская Федеральная таможенная служба (ФТС) не признавала документы об оценке соответствия продукции требованиям регламентов Таможенного союза (ТС), выданные соответствующими службами Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Поставщиков из этих стран отправляли в российские фирмы, выдающие сертификаты.
Недавно в ФТС предложили ввести единую маркировку на продукцию сельскохозяйственного сектора для защиты российского рынка от запрещенной продукции. Россияне подозревают союзников в экспорте санкционных товаров из Евросоюза. Россельхознадзор с импортом из Беларуси ведет бесконечные войны, не пропускают российские таможенники товары украинского производства и продукцию европейских стран в Казахстан через российскую территорию.
Ужесточением условий экспорта в Россию участники евразийской интеграции недовольны. Смена правил нарушает один из 4 принципов единого рынка – свободное перемещение товаров. Профильные специалисты причиной возникших разногласий называют стремление Москвы диктовать собственные правила игры союзникам по ЕАЭС. По сути, союзники России превратились в заложников конфликта Москвы с Западом.
По убеждению независимых аналитиков, жесткий контроль импорта, поступающего из стран ЕАЭС, является следствием войны санкций, которую Россия ведет с Западом. После введения Москвой контрсанкций появились анекдоты о белорусских устрицах и ананасах, хотя ранее реэкспорт подобной продукции в России под сомнения не ставился. На российском рынке производителей алкогольной продукции и кондитерских изделий ущемляются интересы Казахстана.
Также в невыгодном положении оказались реэкспортеры китайских товаров, включая автомобили. В силу тех же причин вынуждено сократила экспорт продукции из Китая Киргизия. В связи со вступлением в ЕАЭС в Армении говорят о наложении российскими партнерами обязательств по ограничению транзита иранского газа в Грузию.
Досым Сатпаев, возглавляющий казахстанскую независимую экспертную группу «Оценка рисков», утверждает, что неожиданные обстоятельства возникли после украинских событий, когда в попытке защитить свой рынок от санкционной продукции Россия возвела для евразийских производителей и экспортеров искусственные преграды.
Созданные Москвой барьеры не были прописаны в положениях таможенного кодекса или в договоре о создании ЕАЭС. К примеру, в прошлом году Москва инициировала введение двойного контроля грузов при въезде их на российскую территорию из Казахстана. На границе с Россией все поступающие из Казахстана товары нужно было перегружать в российские транспортные средства. Дополнительные манипуляции с продукцией на границе повышали стоимость товаров и значительно снижали их конкурентоспособность.
Страны ЕАЭС стали заложниками санкционной войны между Россией и Западом.
По мнению Сатпаева, Москва навязывает союзникам условия сотрудничества, «исходя из собственных интересов и внешнеполитической авантюры с Крымом». Аналитик подчеркивает, что проблемы России не должны быть причиной создания торговых барьеров для Казахстана или Беларуси. Многие страны ЕАЭС не участвуют в конфликте с Западом, сохраняют хорошие отношения с Украиной и Евросоюзом. Более того, предприниматели из Казахстана хотят торговать с Польшей, продукция из которой сейчас поставляется обходными путями.
Еще одним способом усиления контроля за движением экспорта в России эксперт называет желание российских таможенников маркировать товары внутри ЕАЭС. Сатпаев убежден, что страны евразийской интеграции становятся заложниками внешней политики Москвы, которая продолжает выдвигать новые требования к союзникам.
Подчеркивает эксперт, что Москва постоянно подозревает союзные страны в нарушениях российских антизападных санкций. Он утверждает, что никакая единая маркировка внутри ЕАЭС или другие меры контроля не смогут спасти от подозрений Москвы. Вместо свободной торговли союзным государствам придется бесконечно доказывать, что они никого не обманывают.
Белорусский экономист Сергей Чалый напоминает, что основные документы ЕАЭС предполагали выработку единой политики в сфере экономики и одновременный отход от двухсторонних отношений. В двухсторонних отношениях большое значение имеют личные симпатии руководителей, которые не должны отражаться на перспективах взаимовыгодной торговли.
Также эксперт подчеркивает, что смысл интеграции заключается в формировании для всех участников объединяющего проекта единых правил. Договор о создании ЕАЭС Чалый считает документом о ненападении в экономической сфере и попыткой создать систему, которая будет препятствовать ведению торговых войн. Эксперт указывает на то, что проблемы в торговле возникают у Беларуси и Казахстана, «новички» в ЕАЭС – Армения и Киргизия – пока этого не чувствуют.
Владимир Артюгин, эксперт в сфере внешней торговли из Минска, убежден, что ЕАЭС задумывался с благими намерениями, а скандалы и конфликты возникают из-за плохо прописанной документации. В создавшейся ситуации чиновникам Евразийской экономической комиссии (регулирующий орган ЕАЭС) только и остается, что обещать улучшение ситуации в ближайшее время.