В контексте обсуждения украинско-российского противостояния нередко упоминается вопрос высокой стоимости войны. По мнению экспертов, на современном этапе Россия может себе позволить ведение войны и содержание оккупированных регионов, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
С журналистами пообщался возглавляющий экспертно-экономический совет Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. В рамках беседы он прокомментировал вопрос наличия средств у Москвы для ведения большой войны с Украиной. В первую очередь эксперт обращает внимание на значительные золотовалютные резервы, имеющиеся в распоряжении российской власти.
Накопленные ранние резервы могут быть использованы не только для торговли, но и для финансирования войны. Учитывая объем резервов, можно сказать, что деньги у россиян есть, по крайней мере, на данном этапе. С другой стороны, российский бюджет остается дефицитным даже при стоимости нефти на уровне 60 долларов за баррель. Поэтому средства резервного фонда в текущем году будут полностью исчерпаны.
Общеизвестно, что российская экономика базируется исключительно на экспорте сырьевых материалов. Именно специфика функционирования является причиной определенных рисков для экономики России. Снижение стоимости нефти автоматически влечет за собой появление сложностей с наполнением российского бюджета. Бюджетный дефицит сопровождается проблемами с финансированием текущих затрат.
По утверждению Кушнирука, в настоящее время у России достаточно средств также для содержания оккупированной части Донбасса и дальнейшего финансирования аннексированного Крыма. Кроме того, эксперт призывает помнить историю Российской империи. Он объясняет, что даже в сложные кризисные времена, когда большинству населения приходилось нищенствовать, империя позволяла себе роскошь ведения войны.
В давние времена имперские правители вели войны, не особо заботясь об отношении к этой деятельности населения. Вместе с тем народ Российской империи, как правило, позитивно воспринимал захват чужих территорий, даже если в результате уровень жизни всего населения в целом снижался.
Учитывая прошлые события, Кушнирук констатирует, что не следует надеяться на прекращение агрессии даже тогда, когда в распоряжении Москвы не останется средств для финансирования войны. Аналитик объясняет, что вместо прекращения войн российское руководство будет сокращать расходы на обеспечение собственного населения, что и происходит в России сейчас. Кремль снизил затраты на медицину, образование, науку, региональное развитие и ряд других направлений, но ведет войну в Украине и Сирии, оказывает поддержку иностранным диктаторским режимам и обеспечивает квазигосударственные образования в ряде стран.
Торговая война как часть гибридного противостояния.
В экспертных кругах Украины при обсуждении происходящего на Донбассе рассматривается вопрос о целесообразности ведения торговли с Россией, которая за минувшее время продемонстрировала рост объема. Призывы к прекращению торговых связей с Россией звучат в Украине довольно часто, но Борис Кушнирук обращает внимание на ряд сопутствующих обстоятельств. Он утверждает, что в торговом направлении также проявляется гибридный характер российской агрессии.
В случае признания наличия факта военной агрессии и войны с формальной точки зрения Украина имеет право прекратить торговлю с Россией, не нарушив при этом международные нормы, правила ООН и СОТ. Проблема заключается в том, что факт агрессии на Донбассе Россия не признает. Украина оказалась в ситуации, когда в восточном регионе страны имеет место российская агрессии и фактический контроль Москвы над частью украинской территории, но Запад требует от Киева воздержаться от обострения ситуации.
С учетом создавшихся обстоятельств, решение вопроса о целесообразности торговли с Россией должно определяться долгосрочной стратегией. Кушнирук убежден в том, что Украина заинтересована в заморозке конфликта на Донбассе. По утверждению эксперта, военного решения проблемы не существует, но принципиально важен способ, применение которого в долгосрочной перспективе заставит Россию покинуть Донбасс. Ключевую роль могут сыграть санкции или другие ограничения.
При замороженном конфликте Украина не будет вести полномасштабную войну с Россией. Вялотекущее противостояние даст Киеву время для восстановления экономики, перестройки и повышения эффективности. С одной стороны, украинцы будут ждать, пока количество проблем в России увеличится до критического уровня. С другой стороны, у Украины появится время на укрепление для дальнейшего освобождения Донбасса, когда Россия просто не сможет удерживать регион. Кушнирук предполагает, что по аналогичному сценарию в конечном итоге будет освобожден также аннексированный Крым.
Напоминает эксперт, что Украина проводит реформы, но темп реформирования пока недостаточно высокий. Кроме медлительности в реформировании есть еще одна проблема – исключительно через реформы добиться роста экономики невозможно, они только формируют фундамент для перемены экономической модели. Для повышения эффективности экономики нужно менять структуру с акцентом на переходе от сырьевого к перерабатывающему характеру.
Для перехода необходимы соответствующие решения правительства, НБУ и парламента. Нужным для украинской экономики эксперт называет стимулирование производства с большим уровнем добавленной стоимости и изготовление продукции более технически сложной. Изменение экономической модели для украинских руководителей является задачей не из простых, очередность принятия решений понимают не все чиновники.