Недавно очередной сюрприз энергетический рынок преподнес экспертам. Постепенно все больше трудностей возникает при попытках прогнозировать дальнейшие ценовые тенденции, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации обозреватель Сергей Шелин пишет, что на днях в очередной раз попали впросак представители так называемого экспертного сообщества. Никто или почти никто из авторитетных знатоков нефтяного рынка не предполагал, что соглашение о девятимесячном ограничении объемов добычи приведет к снижению стоимости энергоносителя. С середины 2017 до весны 2018 года страны-экспортеры нефти планируют добровольно ограничивать объем производства.
Аналитики компании EverFX констатируют, что вместо ожидаемого большинством экспертов роста стоимости нефти или хотя бы ее стабилизации, на известие о заключении соглашения рынок отреагировал падением цены на 5 процентов. Теперь эксперты пересматривают свои недавние прогнозы и объясняют падение несоответствием срока действия заключенного соглашения ожиданиям рынка.
Сейчас знаменитые стратеги говорят, что рынок ожидал от переговоров пролонгации ограничений на 12 месяцев. Оказалось, что продления соглашения на 9 месяцев никто из экспертов не ожидал. По большому счету нефтерынок просто в очередной раз показал, что никто не может предсказать сиюминутные его изгибы и зигзаги. Однако примерный диапазон колебаний и магистральное направление динамики оценить можно более-менее точно.
В конце прошлого года страны-экспортеры заключали соглашение об ограничении нефтедобычи, руководствуясь 2 ожиданиями, оказавшимися затем ложными, и одного неверного прогноза. Страны-производители нефти ожидали, что сланцевая нефтедобыча не сможет быстро оправиться после удара, которым стало падением цен 2014-2016 годов. Также они рассчитывали, что накопившиеся в мире огромные запасы нефти резко сократятся и не будут мешать росту ценовых показателей.
В дальнейшем оказалось, что производители сланцевой нефти довольно быстро оправились от шока, стоимость нефтедобычи в этой отрасли снизилась и продолжает снижаться. Почти в каждом недельном отчете американских нефтяников содержится информация об увеличении количества буровых установок и подъеме нефтедобычи. Запасы в действительности сокращаются, но совсем не теми темпами, на которые рассчитывали нефтедобывающие страны, согласившиеся на ограничение объема добычи.
Добровольно наложенные на себя нефтеторговцами ограничения не привели к ожидаемой нехватке нефти на рынке. Поэтому только гипотезой остался ценовой прогноз, на которой наивно рассчитывали соратники по договору. Вместо движения к отметке 70 долларов за баррель энергоноситель по-прежнему колеблется возле уровня 50 долларов за единицу поставки.
На чудо нефтетрейдеры уже не рассчитывают.
Недавнее продление ограничительного соглашения происходило в несколько иной атмосфере. Радужных надежд, которые были у нефтедобывающих стран перед заключением договора, уже нет. Участники пакта руководствуются не надеждой на предстоящее улучшение, а только страхом. Нефтедобывающие страны прекрасно понимают, что добровольно загнали себя в безвыходное положение. Отказ от продления договора обернется гарантированным обвалом цены до 40 долларов и ниже. Продление означает дальнейшую реализацию нефтетрейдерами тактики по добровольному уходу из мирового рынка.
Интересным моментом является то, что на самом деле отсутствуют точные данные, позволяющие оценить соблюдение условий договора его участниками. С помощью независимого исследования невозможно подтвердить или опровергнуть данные о сокращении показателей добычи, которые нефтедобывающие страны друг другу сообщают.
К примеру, в России, согласно договору с другими нефтедобывающими странами, объем производства должен сократиться на 3 процента. Уполномоченные лица сообщают иностранным партнерам, что обещанное сокращение достигнуто. Тем временем Росстат докладывает о том, что за временной промежуток с января по апрель нефтедобыча в России увеличилась на 1,3 процента по сравнению с показателями прошлого года. Отдельно за апрель позитивная динамика в производстве нефти составила 2,8 процента.
В целом суммарная нефтедобыча стран-участниц соглашения, видимо, на самом деле сократилась. Однако объем снижения производства не настолько значительный, как планировалось поначалу. В то же время многие нефтедобывающие страны с разным показателем обхвата рынка – от небольшой Ливии и до Ирана с его гигантскими запасами – намерены нарастить производство. В государствах, которые запланировали наращивание объема добычи, надеются на то, что их решение не изменит самоотверженности конкурентов.
Только уверенный рост цен мог бы сплотить довольно разношерстную компанию нефтедобывающих стран. Подорожание нефти после прошлогоднего решения об ограничении объемов производства могло стать стимулом для дальнейшей реализации единой стратегии. Но в реальности сегодняшний мир довольно неохотно поддается попыткам его смоделировать.
Шелин объясняет, что производители рыночного товара, которые уменьшают объемы производства, просто освобождают место для конкурентов. Привыкшие к нравам прошлого века нефтеторговцы новизну ситуации осваивают медленно и по частям. Иногда они грозят рынку сокращением нефтедобычи, но сами понимают бессмысленность подобных угроз.