Теперешнюю ситуацию в мире и возможные сценарии ее будущего развития описал Сергей Шелин. Он утверждает, что от предстоящих перемен спрятаться не удастся никому, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что перед прошлогодними президентскими выборами в США в экспертной среде рассматривали апокалиптические сценарии развития мира в будущем после гипотетической победы Трампа. Дальнейшие события показали, что победа республиканца стала реальностью, теперь граждане США и других стран мира должны как-то жить с постоянным риском.
В современной мировой ситуации американский президент стал своеобразным оператором перемен. Хозяин Белого дома пытается изменить правила поведения сверхдержавы, которые за много лет стали похожими на незыблемые каноны. Серьезные перемены ожидаются в ближайшее время не только в США. На теперешнем этапе правила, казавшиеся еще вчера непоколебимыми, ставятся под сомнение.
Нельзя считать случайностью то, что Евросоюз именно сейчас покидает крупнейшая страна-участница. Новый сильный человек европейского политикума – французский президент Эммануэль Макрон – вместе со старожилом политической жизни канцлером ФРГ Ангелой Меркель обещают изменения в Евросоюзе. Перенесший ампутацию Великобритании Евросоюз лидеры Германии и Франции хотят сделать оплотом Запада и средоточием его надежд, чем объединение стран никогда не было.
Перемены наступают единым фронтом.
После довольно бурного 2016 года великие перемены вошли в русло эволюции, но ничуть не замедлили свой ход. Под аккомпанемент повсеместных разговоров о переходе к изоляционизму и усталости от глобализации, происходят события, имеющие большое значение для будущего всего мира:
- демонстрация силы перестает быть дурным тоном. Вполне заслуженно пионером в этой области считается российский президент Путин, но теперь хозяин Кремля приоритет потерял. Все чаще Вашингтон вместе со своими союзниками наносит удары по войскам Асада. Часто союзники атакуют правительственные сирийские войска, когда последние подкреплены воинскими подразделениями из Ирана или организации «Хезболла».
Американское оружие будет поставляться саудитам, дружбу с которыми Трамп восстановил, перечеркнув попытки предшественника наладить хорошие отношения с Тегераном. Возникший в результате на Ближнем Востоке расклад стал более понятным, но сильно возрос риск крупных лобовых столкновений. Рост риска пугает осторожных европейцев и ставит в довольно деликатную ситуацию Россию. Судя по всему, Трамп еще надеется на привлечение российских военных к наземной операции против джихадистов, что вряд ли сильно понравится российскому обществу;
- усиливается давление на Северную Корею. С одной стороны, потерявший связь с реальностью северокорейский режим оставляет внешнему миру все меньше выбора. Однако последствия гипотетической боевой операции против Пхеньяна абсолютно непредсказуемы. Жертвами предположительного военно-исторического эксперимента могут стать миллионы людей.
Исторически КНДР зависит от Китая, только с привлечением Пекина возможна реализация успешной акции по усмирению северокорейского режима без прямого применения силы. Для Китая участие в подобном проекте может стать поводом для пересмотра внешней политики, поскольку от крупных силовых действий сверхдержава сдерживалась длительное время.
Вполне возможно, что после предполагаемого участия Пекина в акции по нейтрализации КНДР человечеству придется заново учиться иметь дело с Китаем. Параллельно еще одним мировым центром силы планирует стать Европа. Амбициозные планы европейские лидеры строят, несмотря на свой пацифизм и стремление сэкономить деньги на армии. На претензии Трампа по поводу недофинансирования НАТО союзниками европейцы отвечают привычно элегантно, поскольку речь идет об их интересах.
Сейчас американцы тратят на военные цели 3,5 процента ВВП, экономически могучая Германия выделяет на оборону 1,2 процента ВВП. Примерно по 1 проценту ВВП выделяют на оборонные цели такие друзья и союзники американцев как Италия, Канада и Япония. Недалеко от целевого уровня 2 процентов оборонные расходы Франции и Великобритании. Современная Европа, учитывая реалии, кричит и возмущается, но увеличивает военные расходы.
Рост затрат на оборону является для европейцев безальтернативным вариантом, им действительно придется «взять свою судьбу в свои руки», как в Мюнхене сказала Ангела Меркель. Мысль, несомненно, является довольно своевременной, хотя и не подкреплена планом действий. Очевидно лишь то, что современный Евросоюз стал одной из главных площадок глобального эксперимента.
Похоже, в Лондоне не знают, как прожить без Евросоюза, Великобритания отделяется в экспериментальном режиме. Из-за отсутствия согласия по поводу процедуры переговоров о Brexit предварительные консультации зашли в тупик. Возникновение в Великобритании серьезных проблем из-за Brexit станет веским аргументом в пользу Евросоюза. Однако непростое положение европейцев не позволяет им со спокойной улыбкой ждать результата.
От Макрона и Меркель мировой политикум ждет плана реконструкции Евросоюза. В плане должны быть указаны способы укрепления ЕС, увеличения его популярности и механизмы защитить от гипотетической агрессии без помощи Вашингтона. Члены европейского единства хотят видеть Евросоюз таким, который не будет подталкивать отдельные отряды своих обитателей к мысли об отделении. Необходимость реформирования сомнений не вызывает, но в практической составляющей инициативы очевидно и отсутствие приемлемых идей.
Возможно, реконструкция Евросоюза будет происходить в экспериментальном режиме, что повышает шансы на ошибки. Постепенно дух добровольного и вынужденного экспериментаторства проникает в новые уголки планеты. Пережить большие перемены, видимо, придется не только россиянам, но и европейцам.