Всякий раз, когда обсуждается деятельность российских хакеров за рубежом, официальная Москва отрицает связь власти с кибер-преступниками. Эксперты утверждают, что с формально независимыми хакерами Кремль на самом деле тесно связан, сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Выступая 1 июня на Петербургском международном экономическом форуме, российский президент Путин сравнил хакеров со свободными художниками. Глава государства объяснил, что хакеры «настроены патриотически» и начинают вносить свою лепту в «борьбу с теми, кто плохо отзывается о России». Однако хозяин Кремля уточнил, что на государственном уровне Россия подобными операциями не занимается. Главный редактор издания agentura.ru Андрей Солдатов в свою очередь утверждает, что заявления президента только отражают давнюю позицию Кремля.
Суть позиции заключается в том, что для отрицания ответственности за хакерство при реализации спецопераций государственные инстанции не используются. Исполнителями выступают аффилированные структуры, которые получают указания или поощрения, но частью государственного аппарата формально не являются. Государство с хакерами, по словам эксперта, объединяет довольно сложная и весьма эффективная схема.
Элементами схемы выступают группа неформальных хакеров и несколько человек на высшем государственном уровне, которые координируют работу кибер-взломщиков. Кураторами могут выступать PR-агентства или просто группы людей, прошедшие все этапы бюрократических согласований на уровне каких-то ведомств, но работающие непосредственно с Кремлем. Сложная схема субординации позволяет образовавшейся в результате структуре и хакерам быть намного более гибкими.
Частью бюрократии хакеры не являются, поэтому не могут нести ответственность за спецоперации как представители государства. Вместе с тем они могут быстро и эффективно реагировать на переменчивую ситуацию и проводить нужные операции. Солдатов объясняет, что такая тактика чиновниками применяется еще с начала 2000 годов, на раннем этапе внутри страны. В первое время хакеры атаковали российских оппозиционных деятелей и независимых журналистов. Представители власти неизменно заявляли, что к деятельности патриотичных хакеров не имеют никакого отношения.
С 2007 года практика применения хакерских атак распространилась на зарубежные страны. К примеру, в Эстонии, по утверждению Солдатова, хакерскими атаками занималось прокремлевское движение «Наши». Особенности существования подобных движений хорошо известны всем, хотя и не афишируются. В хакерской атаке государственные структуры обвинить нельзя, поскольку исполнители операции формально государственными чиновниками не являются.
Пока хакеры только повышают публичное влияние России, не больше.
В экспертных кругах разных стран мнения о российских хакерах сильно отличаются. Часто можно услышать, что хакеры с российской пропиской способны менять современный политический ландшафт. С этим мнением Андрей Солдатов не соглашается, по крайней мере, при оценке текущего положения дел. Он утверждает, что единственное, что под силу сделать российским хакерам в настоящее время, это заставить говорить о себе.
Похоже, разговоры о российских хакерах стали единственным результатом, которого удалось достигнуть в США и Франции. Сейчас многие говорят о российских хакерах, но вряд ли Трамп стал президентом исключительно благодаря помощи российских кибер-взломщиков. Кроме вмешательства в ход избирательного процесса существовала еще масса причин для избрания действующего американского лидера.
Во Франции ситуация вышла еще более неприятной для российских хакеров. Победу в выборах одержал совершенно другой кандидат, исход голосования оказался негативным для Кремля. Тем не менее российским хакерам хорошо удается повысить публичное влияние своей страны. Иностранцы говорят о России, как о стране, которая может вмешиваться в европейские выборы и другие процессы. Такая слава многим россиянам нравится.
В то же время слова российского президента о возможном возложении вины за хакерскую атаку на трехлетнего ребенка не совсем соответствуют действительности. Солдатов сообщает, что новейшие достижения технологий позволяют кибер-экспертам установить некоторые данные о взломщиках, совершивших хакерскую атаку.
С помощью технического анализа существует возможность установить страну, стоящую за атакой. То есть, так называемые операции под чужим флагом теперь невозможны. Кроме того, профильные специалисты определяют наличие у конкретной хакерской атаки государственной поддержки. Однако больший объем информации в настоящее время получить невозможно. Пока не разработаны способы, чтобы установить, кто является исполнителем операции или на какое ведомство следует возложить ответственность.
Эксперт также предполагает, что в деятельности российских хакеров отсутствует одна стратегическая задача и стратегический штаб для планирования незаконной деятельности на несколько лет вперед. Во многих случаях речь идет только о тактических действиях, хаотических операциях с локализованными целями. Иногда хакеры пытаются повлиять на что-то или заявить о себе. Тем не менее Солдатов допускает, что цель хакерских атак может быть в распространении тотального неверия и пассивности, характерных для россиян, на общества западных стран.