Американский сжиженный газ покоряет рынки европейских стран. Активизация экспортной деятельности американцев, по мнению ряда экспертов, представляет собой угрозу для российского «Газпрома», сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Два танкера с грузом американского сжиженного природного газа (СПГ) на прошлой неделе пришвартовались в портах Нидерландов и Польши. В указанные страны прибыл первый газ из сланцевых месторождений в США, доставленный в Северную Европу. С американскими поставщиками покупатели из Польши договорились о спотовых поставках газа в мае текущего года, стремясь снизить зависимость от поступающего по трубопроводу российского газа. В минувшую пятницу об этом напомнил Рик Перри, министр энергетики США.
Регулярные поставки американского сжиженного газа в Европу министр назвал предложением дополнительной диверсификации источников поставок и обеспечением энергетической безопасности Европы. Перри обратил внимание также на доминирующее положение России на европейском газовом рынке.
Алексей Гривач, глава Фонда национальной энергетической безопасности, объясняет, что в поставках в Польшу американского сжиженного газа на самом деле следует выделять два важных аспекта. В первую очередь присутствует в ситуации политически-пропагандистский аспект – теперешнее польское руководство определяет своей целью полный отказ от российского газа, хотя периодически эта позиция смягчается.
Продолжая вести разговоры об отказе от российского газа, Польша в прошлом году приобрела рекордный объем топлива в России по контракту. Покупать российский газ Варшава продолжила, несмотря на получение СПГ из Катара и небольшого количества топлива, поступившего в страну из Норвегии. Эксперт констатирует, что политическую риторику следует рассматривать отдельно от реальных действий, экономических процессов и коммерции.
Вместе с тем необходимо учитывать также развитие ситуации в долгосрочной перспективе. В этом случае нужно рассматривать европейский рынок в целом. Ранее в Евросоюзе было принято решение о создании единого рынка, без национальных различий. Рано или поздно все рынки планируется объединить в единую инфраструктуру, функционировать они будут по единым правилам. Пока единый рынок не создан, но движение в этом направлении наблюдается.
По утверждению эксперта, после формирования единого рынка будет неважно, какой газ используют европейские страны. Если условная Польша купит больше СПГ или норвежского топлива, это не значит, что в целом Евросоюз использует меньше приобретенного российского газа. В одном из направлений может наблюдаться снижение объема закупки, которое будет компенсировано наращиванием количества приобретенного газа другими европейскими странами.
Объясняет Гривач, что этот принцип хорошо можно увидеть на примере покупки газа Украиной. Сейчас в украинском правительстве говорят, что напрямую у «Газпрома» газ не покупают, но приобретают топливо российского производства у европейских трейдеров, которые в свою очередь получают газ из России, в том числе от «Газпрома». Это значит, что если бы Украина покупала газ по прямому контракту, то европейские трейдеры закупали бы меньше российского газа.
В долгосрочной перспективе серьезных и коммерчески обоснованных угроз для позиций российского газа на мировом рынке эксперт не видит. Он объясняет, что вытеснение сжиженным природным газом из рынка стран Евросоюза именно российского газа не является неоспоримым фактом. Вполне возможно, что переход на сжиженный газ будет вытеснять топливо производства Норвегии, стоимость производства которого выше и процесс добычи требует инвестиций для поддержания уровня производства на теперешних показателях.
Сланцевая добыча газа прижилась только в США.
Производство сланцевого газа, рентабельность добычи и ее объемы зависят от цены на газ, рост которой в ближайшее время не ожидается. Учитывая негативные тенденции, многие сомневаются в том, что занять заметную нишу на мировом рынке сланцевый газ действительно может. Алексей Гривач в свою очередь напоминает, что проекты сланцевой добычи газа оказались провальными в большинстве стран, исключением стали только США.
Большая часть государств, которые пытались наладить добычу сланцевого газа, затем отказались от этих проектов. На этапе реализации проекты показали свою конкурентоспособность и низкую эффективность, поэтому все инвестиции были списаны. К примеру, несколько лет назад Польша заявляла о намерении стать нетто-экспортером газа. Сейчас выяснилось, что несколько десятков пробуренных скважин оказались или пустыми, или коммерчески непривлекательными, после чего идея сама по себе сошла на нет.
Вместе с тем, экспортируемый американцами сжиженный природный газ не обязательно является сланцевым. Очевидно, что рост добычи в сланцевых залежах играет роль, но важны и другие тенденции. В прошлом году впервые за долгое время производство газа в США продемонстрировало негативную динамику. Примечательно, что именно в прошлом году начался экспорт СПГ из Мексиканского залива.
Поэтому утверждение о том, что сланцевый газ полностью изменит рынок, эксперт называет неправдивым. Он объясняет, что спрос на голубое топливо в мире растет достаточно устойчиво. Это означает, что даже если в какие-то периоды на рынке присутствует переизбыток газа из-за какого-то кризиса (энергетического или экономического), то в дальнейшем рынок возвращается в состояние баланса.