Одним из примечательных моментов недавнего общения российского президента с народом является упоминание в непривычном контексте о Викторе Медведчуке. В экспертной среде по-разному объясняют то, что на протяжении нескольких минут президент Путин расхваливал «украинского националиста» Медведчука, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Журналист Юрий Сандул в своей публикации пишет, что на недавней «прямой линии с народом» российский президент Путин на протяжении 7 минут рассказал миру о том, что есть в Украине хороший парень Виктор Медведчук – добряк и украинский националист. Привычным сарказмом отреагировал на заявление российского президента украинский Facebook, но вопрос о причине того, что хозяин Кремля целых 7 минут работал PR-агентом у отставного украинского политика, остается открытым.
Российский политолог Станислав Белковский полагает, что так долго Путин говорил о Медведчуке, поскольку последний является «важным посредником между украинскими элитами и Путиным, единственным доверенным лицом российского президента в украинской политике». Киевский политолог Михаил Подоляк, комментируя чрезмерное внимание российского лидера к Медведчуку, назвал политика «оптимальным посредником для всех российских бизнесов в Украине». Эксперт предполагает, что российский президент предложил узаконить «смотрящего» и единственного распорядителя российских денег – легальных и нелегальных.
Значение Медведчука в качестве посредника сложно переоценить, но даже это обстоятельство не может объяснить факт публичного восхваления российским президентом своего кума. На сегодняшний день роль Медведчука в украинской политике является неформальной, поэтому требует непубличности и тишины. Сложно сформулировать однозначно причину того, что российский президент привлекает внимание общественности к своему «смотрящему». И без того украинское общество давно требует от власти в стране «скальпа» Медведчука и после выступления российского президента усилит энтузиазм в этом направлении.
Обозреватель предполагает, что при оценке заявления российского президента украинцы ошибочно сфокусировали внимание на личности Медведчука, пропустив истинную цель речи Путина. Ключевым словом в речи была не фамилия «Медведчук», а определение «федерализация», произнесенное российским президентом всего один раз. В целом с точки зрения Кремля на современном этапе российский фактор в Украине (включающий в себя все элементы, от политики и до ментальности граждан) сильно нуждается в легальном политическом статусе.
Со времен объявления украинской независимости постепенно российский фактор терял влияние на жизнь страны. Снижение влияния является результатом того, что фактор был сильным, но не формализованным, закон его не защищал. Во времена СССР в защите не было необходимости, Москва постоянно занималась укреплением этого фактора, используя всю доступную мощь господства на украинской территории. Сейчас России нужна такая Украина, которая будет защищать и укреплять все, что Москва успела завоевать за долгое время, это сделает украинскую независимость фиктивной.
Легализация российского фактора через процедуру федерализации.
Идеальным вариантом для Кремля является легализация российского фактора во всеукраинском масштабе (признание украинцев и россиян одним народом или хотя бы потомками одних предков), предоставление российскому языку статуса второго государственного и провозглашение государственного курса на союз с Россией – политический, экономический и военный. На практике реализовать все вышеуказанные цели на сегодняшний день невозможно. Поэтому Кремль делает упор на идее федерализации Украины, в рамках которой на значительной части территории страны состоится легализация политического статуса россиян. Предоставляемые федерализацией широкие права самоуправления будут использованы для утверждения всего русского на официальном уровне.
Очевидно, что в рамках гипотетической федеративной Украины Львовская или Тернопольская области российскими не станут, но в южном и восточном регионах найдется немало областей, где под давлением преимущественно русскоязычного избирателя русский язык станет официальным. Местное руководство в Харькове, Одессе или Запорожье поддержит свободный доступ к российскому телевидению, культуре и введение русскоязычного образования в школах и ВУЗах. Региональные парламенты в свою очередь будут оказывать давление на Киев для восстановления дружбы с Россией.
В речи российского президента продуманы все элементы. Для образованных украинцев упоминаются Грушевский и Драгоманов, для обывателей содержится упоминание о Черноволе и Франко. Главной целью российского лидера является создание в сознании украинцев прочной связи между фамилиями известных соотечественников и термином «федерализация». По замыслу хозяина Кремля, после 7-минутной речи в памяти украинцев должна остаться информация о поддержке Грушевским, Драгомановым, Франко и Черноволом федерализации и констатация того, что в меру сил идею известных украинцев отстаивает Медведчук.
В условиях войны с Россией большинство украинцев вряд ли поддержит федерализацию, хотя абсолютной уверенности в этом тоже нет. Наибольшая опасность российского сценария «федерализации», по мнению Юрия Сандула, заключается в том, что Кремль может эту инициативу «втюхать» Западу. Для большинства западных политиков, не понимающих ничего в сути исторических украинско-российских отношений, федерализация может показаться приемлемым выходом из кризиса.
В понимании медианного западного политика федерализация является хорошим приемом, инициативу они оценивают на примере Швейцарии, Германии и Америки. Соответственно, европейским политикам трудно понять, почему войну на Донбассе нельзя завершить компромиссом в виде федерализации Украины, которую поддерживает Москва. Без понимания особенностей двусторонних отношений вряд ли западные политики увидят проблему, которую таит в себе инициатива федерализации.
После убеждения Запада в том, что федерализация приведет к окончанию войны на Донбассе и в целом является победой демократии, Кремль сможет рассчитывать на последующее совместное давление на украинских политиков. Понятно, что украинскому руководству придется выдержать и это давление, поскольку федерализация – с «украинским националистом» Медведчуком или без него – украинцам не нужна. В любом случае, не нуждается украинское государство в таком устройстве сейчас и не заинтересовано в легитимизации российского фактора.