Днями сменился наследник престола в Саудовской Аравии. Эксперты размышляют над тем, чего ожидать от «бархатного госпереворота», сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Игорь Панкратенко в своей публикации для ресурса haqqin.az пишет, что в Саудовской Аравии несложно стать наследным принцем. Желающему нужно получить одобрение коронного совета династии, благословение от религиозных кругов и согласие Вашингтона. Поддержкой всех трех заинтересованных сторон заручиться 32-летний Мохаммед бин Салман, сейчас в Эр-Рияде появился новый кронпринц, сын действующего короля Салмана от третьей жены.
Мухаммад ибн Наиф, бывший престолонаследник и племянник короля, одновременно занимал пост главы МВД. Сейчас он лишен титула и снят с министерской должности, оказавшись в неопределенном статусе «родственника». В королевском декрете, изданном по этому поводу, причиной ошеломляющей перестановки названы «особые обстоятельства». Наблюдатели назвали перестановку «бархатным переворотом» и размышляет над тем, что именно заставило 31 из 34 членов коронного совета отдать свои голоса «маленькому принцу» Мохаммеду бин Салману, которого в королевстве также именуют просто МБС.
В минувшую пятницу члены династии на специальной церемонии в Мекке присягнули новому наследнику в верности. Чтобы избежать недовольства, руководство страны оперативно издало указ о восстановлении всех надбавок, бонусов и специальных доплат военным и госслужащим. Ранее все бонусы и доплаты были отменены из-за «сложной экономической ситуации». Этим же президентским указом празднование Ид аль-Фитра продлили на целую неделю, до 17 дней.
Вряд ли кто-то еще год назад мог представить себе, что в полушаге от трона окажется именно МБС. После воцарения своего отца он взлетел к вершинам власти, занял пост второго заместителя главы правительства и стал самым молодым министром обороны в мире, завоевав тем самым популярность среди молодых саудовцев (60 процентов населения страны не достигли 30-летнего возраста). Своими заявлениями о том, что Саудовская Аравия является «Клондайком неэффективно используемых активов», утверждением стратегии VISION-2030, предусматривающей снижение зависимости от нефтедолларов, новый наследник снискал симпатии иностранных инвесторов и местной буржуазии.
Несмотря на успехи МБС, внутри династии, состоящей преимущественно из «твердолобых» консерваторов, и среди духовенства, он всегда был чужим. Королевского сына воспринимали как амбициозного выскочку, любые его инициативы встречали осуждением и негласным сопротивлением.
Двоюродный брат нового наследника – Мухаммед ибн Наиф – для Вашингтона является лучшим выбором. Он имел хорошие связи в верхах американских спецслужб, где отстраненного престолонаследника называли «принцем антитеррора». В Вашингтоне Мухаммад ибн Наиф считался одним из самых верных союзников в борьбе против терроризма. С террористами он боролся, используя американскую выучку и характерную для восточных деспотий жестокость. Террористы отвечали принцу взаимностью.
В чем подвох «бархатного госпереворота»?
Совсем недавно американское руководство никаких особых симпатий к МБС не демонстрировало. В ходе встречи с принцем, состоявшейся в марте текущего года, американский президент Трамп вел себя довольно холодно, сухими и сдержанными отчетами Белый дом сообщил о переговорах. Отсутствие радушия не смутило молодого принца, он принялся готовить поездку американского президента в Эр-Рияд. После визита Трампа в столицу Саудовской Аравии изменилось отношение к «маленькому принцу» со стороны Белого дома, коронного совета и духовенства.
Внезапная и единодушная любовь всегда выглядит в большей или меньшей степени странной и заставляет подозревать наличие в ситуации «второго дна». У «маленького принца» действительно есть своя «маленькая тайна». Речь идет даже не о «втором дне», а о четко рассчитанной стратегии достижения вершины власти.
В Саудовской Аравии всеми вопросами, касающимися управления многочисленными фондами королевской семьи, огромного военного бюджета и нефтяного гиганта ARAMCO, всегда ведали нетитулованные технократы, местные и иностранные. Члены династии предпочитали только получать прибыль, которую сразу же тратили, как правило, на собственные нужды. Эту традицию «маленький принц» разрушил.
Управление финансовыми потоками МБС замкнул на себе. В один день члены королевской династии и многочисленные лидеры духовенства, кормящиеся из разных фондов, обнаружили, что практически везде сталкиваются с самим «маленьким принцем» или его людьми. Оставаться в бедности и оппозиции члены коронного совета, династия и духовенство не захотели. Бездетного ибн Наифа МБС устранил со своего пути без лишнего труда.
Поддержку Вашингтона «маленький принц» получил, пообещав добиться признания Эр-Риядом Израиля и последующего заключения с государством масштабного соглашения. Более того, МБС гарантировал привлечение к этому проекту всех государств, зависимых от саудитов – начиная с монархий Залива и заканчивая Иорданией и другими странами региона.
Несмотря на новаторство, местные элиты поддерживают МБС за агрессивность в вопросах сохранения и укрепления гегемонии Саудовской Аравии на Ближнем и Среднем Востоке, запредельную ненависть к Ирану и готовность с помощью любых средств навязывать волю Эр-Рияда партнерам. Американцы видят в «маленьком принце» надежного и беспринципного исполнителя своих планов по переформатировании Ближнего и Среднего Востока, в том числе касающихся Ирана и «шиитской дуги».