Реакцию общественности на скандальное интервью Светланы Алексиевич прокомментировал Виктор Ерофеев. Он утверждает, что одновременно с настоящим потоком злобы в адрес писательницы возникла также волна солидарности с ней, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Писатель, литературовед и телеведущий Виктор Ерофеев в своей публикации пишет, что в российских социальных сетях продолжается разнузданная травля писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Единственная ошибка литератора заключается в том, что Алексиевич согласилась на интервью, превратившееся затем в допрос. Печатать интервью писательница запретила, но вопреки ее желанию беседа опубликована. За «русофобское» содержанием интервью Алексиевич сейчас оказалась под огнем критики.
Характеризуя интервью, Ерофеев констатирует, что хорошо знаком с подобными приемами и провокаторов может определить по почерку. Литератор объясняет, что травля людей, несогласных с методами действующей российской власти, начинается с обвинения в «русофобии», как и произошло в случае с белорусской писательницей. На следующем этапе травли обсуждается «качество» текстов писателя, в которых провокаторы не находят ничего хорошего.
Затем, как правило, звучат обвинения в том, что Запад «раздул» имя писателя в политических целях. Дальше травля переходит к личной жизни, появляется фейковые новости и откровенная клевета об объекте. Белорусскую писательницу, к примеру, уже дважды «хоронили», объявив о ее смерти в прессе. Сообщает Ерофеев, что для противостояния травле и клевете нужно иметь железные нервы. Кроме того, на любом из этапов может возникнуть судебное преследование, которое разворачивается годами.
В первую очередь сейчас Светлану Алексиевич обвиняют в русофобии. В наше время русофобами, как правило, оказываются критики действующего российского властного режима и его конкретных действий. В рамках пропагандистской связки «Путин – это Россия, Россия – это Путин» содержание понятий подменяется. Критикующие режим немедленно превращаются в критиков страны и русского народа. Телепропагандисты привычно занимаются подлогом, создавая образ врага. В дальнейшем, по ситуации, созданный враг может любить Америку, поддерживать АТО, «украинских фашистов» и все остальное, что якобы не должен любить русский народ.
Людей культуры и прокремлевских патриотов разделяет пропасть – Ерофеев.
По утверждению писателя, с понятием «русофоб», бродящим в сетях, обращаются бездумно. Под влиянием пропаганды блогеры, не чувствующие заражения навязанными мыслями, поносят врагов, искренне веря в то, что так защищают Россию. Ерофеев убежден, что пропагандистам нужно возносить похвалу тупости «полезных идиотов» блогосферы. Количество врагов России тем временем увеличивается с каждым днем.
В список врагов попадают театральные деятели, молодежь, выходящая на протесты, и интеллигенция в целом. Писатель напоминает, что 100 лет назад количество врагов царского режима также увеличивалось с поразительной скоростью.
Недавно российский президент заявил, что по сравнению с патриотизмом знание вторично. В этих словах главы государства Ерофеев видит похвалу тупости, которая порождает фейковые полюса – патриотизм и русофобию. Однако в большинстве случаев именно повсеместно проклинаемые «русофобы» оказываются истинными патриотами.
Убежден Ерофеев, что Светлана Алексиевич является патриотом России и Беларуси. Писательница мечтает видеть Россию и Беларусь в европейской семье, что возвышает, а не унижает народы этих стран. В моменты травли, по мнению писателя, обсуждение качества произведений Алексиевич не является разговором по существу, скорее гнусным придатком преследования, а нападки на личность – «вообще подзаборная мерзость».
Подчеркивает литератор, что ни о какой русофобии в случае Алексиевич не может идти речь, поскольку писательница пишет по-русски и является частью великой культуры. Эта культура ценится во всем мире и в настоящее время противостоит политике Кремля. В целом людей культуры и прокремлевских патриотов разделяет пропасть, которую невозможно засыпать ничем. В будущем просвещению придется отмывать загрязненные сейчас понятия вроде «патриота».
Писатель утверждает, что в России идет затяжная гражданская война, которая периодически вспыхивает и затихает. После крымских событий наступил затяжной период обострения, что хорошо видно по информационному полю в целом и по случаю с Алексиевич. Интервью писательницы Ерофеев называет Casus belli, что можно перевести не только как «повод для войны», но и как «военный инцидент». Скандал, возникший после интервью, в одинаковой мере можно воспринимать как повод и словесное столкновение.
В интервью, разрешения на публикацию которого писательница не давала, видна принципиальная разница между ее позицией и восприятием мира журналистом, суть разногласий принципиальна. Во главу угла Алексиевич ставит личность, которой должно служить государство, журналист ставит государство на высшую ступень, в традициях русской истории.
Ерофеев допускает, что журналист может верить в правильность своей позиции. С мнением журналиста молчаливо соглашается большинство жителей России. Очевидным писатель называет то, что в перспективе России предстоит или вернуться к Европе, или погибнуть, по крайней мере, экономически. Однако в видении живущих одним днем любителей Путина Россия является не только святой, но и крутой страной, в которой не хорошо стариться и умирать.
Напоминает писатель, что кремлевская пропаганда рассказывает о распятых мальчиках и едином русско-украинском народе. Однако, если Украина решит развернуться к России, то ее ждет унижение, похожее на унижение министров Лукашенко, едущих в Москву на поклон. Равенства ждать нет смысла, возможен только отстойный империализм, ненавистный для Светланы Алексиевич.