Десятки миллиардов евро правительство Китая выделяет странам, имеющим для Пекина стратегическое значение. В список стратегически значимых государств входит немало стран африканского континента, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для французского издания Le Monde обозреватель Себастьян Ле Бельзик пишет, что, начиная с 2000 года, китайские банки и предприятия выделили 77 миллиардов евро для помощи странам, имеющим для Китая стратегическое значение. Днями китайским телезрителям показали новый документальный фильм под названием «Мой поезд, моя история», который является одой инвестициям Пекина в африканские страны.
Фильм посвящен новой железнодорожной линии, построенной компанией China Road and Bridge Corporation в Кении. Китайцы в фильме расхваливают своих инженеров и рассказывают о готовности правительства страны оказать поддержку государствам африканского континента на пути их роста. В далеком 1975 году Китай построил первую железную дорогу в Африке, которая соединяла Танзанию с Замбией и претендовала на звание образца сотрудничества Юг-Юг. Строительство железной дороги обошлось в 450 миллионов евро, которые были привлечены в виде беспроцентного кредита Пекина.
Через 40 лет расходы на строительство возросли, открытая 31 мая линия Найроби-Момбаса обошлась в 3,2 миллиарда евро. В 4 раза сумма превысила первоначальные расчеты, линия оказалась приблизительно в 5 раз дороже, чем аналогичная железная дорога в любой европейской стране. Открытие железнодорожной линии произошло через 4 месяца после запуска ветки Аддис-Абеба – Джибути, строительство которой стоило 4 миллиарда долларов (25 процентов национального бюджета Эфиопии).
Даже на льготных условиях погашение задолженности обещает быть довольно затруднительным. Правительство Китая и банки страны с 2000 года предоставили Африке 77 миллиардов евро. Подавляющее большинство кредитов обеспечивается поставкой сырья, цены которого постоянно снижаются. Практически вся нефть, добываемая в Анголе, уходит на погашение задолженности перед Китаем в сумме 20 миллиардов долларов. На данном этапе государственная казна Анголы пуста, страна находится на грани банкротства.
В Черной Африке МВФ прогнозирует рост экономики на 2,6 процента в текущем году и на 3,5 процента по итогам следующего года. После катастрофического предыдущего года некоторый экономический рост может начаться в Нигерии и Южной Африке, но вряд ли показатели восстановления экономики превысят 1 процент. Специалисты МВФ и Всемирного банка опасаются увеличения государственного долга и роста инфляционных показателей.
Китайцы финансируют масштабные проекты в Африке.
Во Всемирном банке встревожены тем, что стоимость китайских инвестиций в африканскую инфраструктуру слишком высокая. В Кении, к примеру, без объявления тендера China Exim Bank профинансировал 90 процентов работ по строительству новой железнодорожной линии. Примечательно, что Китай является крупнейшим кредитором Кении и выступает держателем половины внешнего долга страны.
В кенийском правительстве утверждают, что введение в эксплуатацию новой железнодорожной линии позволит на 1,5 процента увеличить ВВП и вернуть долг Китаю на протяжении ближайших четырех лет. Директор института Экономики в Найроби Кваме Оуино называет такой прогноз неправдивым. Он напомнил, что за минувшие 3 года внешняя задолженность Кении увеличилась втрое. Поэтому единственным выходом для правительства Кении станет повышение налогов, поскольку на рост экономики рассчитывать нет смысла.
Несомненно, в создавшихся условиях модернизация старой железнодорожной линии, построенной в 1896 году, выглядит более целесообразной. Кваме Оуино полагает, что гражданам страны следует задуматься о том, почему правительство Кении так плохо вело переговоры. Между тем, в африканской стране готовятся к реализации нескольких следующих масштабных проектов. Строительство железнодорожной линии Рифт-Найваша обойдется правительству Кении в 1,5 миллиарда долларов, стоимость ветки Найваша-Кисуму возле границы с Угандой составляет 3,5 миллиарда долларов.
На страны Центральной Африки буквально сыплются миллиарды долларов, Китай инвестициями манипулирует. Богатые африканские банки могут в любой момент потребовать погашения долга или облегчения платежей. Южная Африка, к примеру, полностью находится во власти китайской экономики.
Карлос Казанова, главный экономист кредитно-страховой компании Coface из Гонконга, подтверждает, что давление на африканские страны действительно очень сильное. Эксперт отмечает, что без оптимизма смотрит в будущее Мозамбика, пережившего в текущем году дефолт. Кроме того, Южная Африка сильно зависит от Китая, в неприятной ситуации оказались Замбия и Ангола. У Кении в данном случае есть преимущество, поскольку она является частью китайских проектов Шелкового пути, в рамках которых пользуется практически неограниченными кредитными средствами.
Говард Френч, автор книги «Второй континент Китая. Как миллион мигрантов строит новую империю в Африке», объясняет, что у Китая большие виды на Африку и это ни для кого не секрет. Тем не менее, китайское правительство перестало быть главным элементом этого феномена. Объективный взгляд на ситуацию показывает, что для стран Африки Китай является источником огромных возможностей. Исследователь утверждает, что для африканских государств Китай является не ангелом и не демоном.
Сравнив инвестиции Китая и США в африканский континент, можно увидеть, что в разработку месторождений и нефти американцы вкладывают 66 процентов инвестиций, на китайский капитал приходится только 28 процентов. Выигрывающие больше всего от китайских кредитов Эфиопия и Кения вовсе не богаты ресурсами, а Эфиопия получает в 2 раза больше кредитов, чем Судан. Главным условием успешного инвестирования китайцев в Африку Френч называет вложение капитала в хорошо управляемые и стабильные страны, но африканским правительствам нужно научиться предварительно обсуждать условия инвестирования.