Одним из направлений развития современного белорусского общества является белорусизация страны. Эксперты утверждают, что остановить движение, инициатива в котором исходит от гражданского общества, будет непросто, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
Тренд на белорусизацию общества и бизнеса, по информации профильных специалистов, начался в 2010 году. Украинская Революция достоинства в 2014 году в соседней Беларуси стала причиной усиления белорусизации. Эксперт по культуре Либерального клуба Вадим Можейко полагает, что остановить это движение уже будет сложно. По значимости вклада в рост популярности белорусского языка государству принадлежит в лучшем случае 3 позиция, на первых двух местах - гражданское общество и бизнес.
Тем не менее, по утверждению эксперта, в последние несколько лет государственная власть активнее поддерживает процесс. Кроме того, власть не мешает реализации белорусскоязычных проектов. В своем выступлении на Острогорском форуме Можейко сообщил, что сила и слабость белорусизации заключается в незначительном участии в процессе государства. Слабость объясняется отсутствием шагов, которых ожидает часть общества. Однако то, что тренд на белорусизацию начат не государством, значит, что завершать тенденцию власть не может.
Модой или даже трендом в определенных кругах стало использование белорусского языка. Эксперт отмечает, что до широкого использования языка еще далеко. Перед переходом на белорусский язык подавляющему большинству граждан еще предстоит пройти стандартные психологические стадии неизбежного – отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие в конечном итоге.
По разные стороны от восприятия белорусизации оказались неравные по количеству группы белорусов. Можейко объясняет, что еще несколько лет назад можно было с уверенностью в собственной правоте отрицать рост популярности белорусского языка, что следует воспринимать как стадию «отрицание». До сих пор непринятие очевидного теплится в сознании большой части белорусского общества.
Вместе с тем за минувшие 7 лет количество брендов, использующих белорусский язык, увеличилось более чем в 1,5 раза. Показательно, что объем белорусскоязычной рекламы, продемонстрированной в рамках недавнего фестиваля «AdNak!», увеличился более чем в 3 раза. Среди людей, которые не доверяют государству и не воспринимают инициативы власти, хорошо проявляется стадия «гнев».
Часть белорусов уверена, что о настоящей белорусизации можно будет говорить только после того, как в каждом районе появится белорусскоязычная школа. Некоторые также ждут, когда на белорусском языке заговорят чиновники. При выполнении этих условий белорусы готовы поверить в переход страны к использованию родного языка. Можейко констатирует, что эта категория людей находится на стадии «торг».
В дальнейшем государственные органы подхватили идущий из сознательных слоев гражданского общества тренд на популярность вышиванок и использование белорусского языка в ряде проектов. Ответом на решение власти стало возмущение гражданского общества, активные белорусы испугались, что после перехвата инициативы руководство страны повернет процесс в неправильную сторону, что можно назвать этапом «депрессия».
Бизнес поверил в мягкую белорусизацию.
Обращает внимание эксперт на то, что бизнес занимает важное место среди людей, которые однозначно признают, что процесс белорусизации не просто начался, но и в определенной мере развивается. Предприниматели размышляют не о том, как относиться к новому тренду развития общества, а о способах, как работать в новых условиях.
Как правило, предприниматели, которые видят, что белорусскоязычная коммуникация, использование языка и продвижение культуры реально работают, начинают использовать новые веяния в своем бизнесе. Многие представители интеллектуальной элиты, которые на протяжении нескольких лет вкладывали силы и ресурсы в белорусскость, продолжают отрицать, что мягкая белорусизация наступила, но бизнесмены тем временем уже используют новые обстоятельства.
Андрей Дынько, шеф-редактор газеты «Наша нива» считает, что пока рано говорить о масштабной белорусизации. Он напоминает, что за временной промежуток с 1995 по 2006 год количество белорусскоязычных школьников сократилось на 22 процента, после этого периода тенденция сохранилась. Следующий учебный год начнут только 10 процентов белорусскоязычных школьников.
Более того, шеф-редактор полагает, что белорусскоязычные школы остаются таковыми только на бумаге. В реальности преподавателей, способных обучать школьников, используя только белорусский язык, немного и профессионализм их иногда оставляет желать лучшего.
Отмечает эксперт, что в личных беседах чиновники неоднократно говорят о том, что хотели бы делать какие-то шаги для углубления белорусскости в обществе. Нередко желание остается нереализованным из-за опасение возможной негативной реакции на инициативу со стороны России. Поэтому в ближайшие годы последовательный культурной политики, разработанный властью, активисты не ожидают.
Поддержку государства эксперты считают важной, поскольку власть обладает более эффективными инструментами для популяризации языка. Однако пока на влиянии тренда в определенных кругах и на результатах популяризации белорусского языка отсутствие государственного вмешательства позитивно сказывается. Можейко объясняет, что в преподавании на белорусском языке инициатива исходит от родителей школьников, в старшей школе – от самих учеников, что обеспечивает стабильный спрос.
Предполагает эксперт, что инициатива государства могла бы изменить ситуацию в худшую сторону. В противном случае белорусскость могла бы восприниматься гражданами как навязывание и вызывать отторжение. Однако инициатива исходит от гражданского общества, поэтому, по убеждению эксперта, остановить белорусизацию уже будет сложно.