На протяжении нескольких минувших лет официальный Минск находится в довольно сложном внешнеполитическом положении. Из-за сложностей в экономике и геополитической напряженности президент Лукашенко вынужден искать компромиссы в отношениях с Украиной, Евросоюзом и Россией, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для французского издания Le Monde diplomatique обозреватель Юлия Шукан пишет, что после смены власти в Украине официальный Минск пытается минимизировать негативное влияние на ситуацию в Беларуси возросшей напряженности в отношениях между Москвой и Брюсселем. Через роль посредника Минск надеется добиться диверсификации отношений и получить независимость от Москвы. В любом случае, стремясь сохранить власть и стратегически важное партнерство, «последний диктатор Европы» президент Лукашенко прекрасно понимает, какие красные линии нельзя пересекать.
Двусторонние отношения между Россией и Беларусью заметно охладели после событий в Крыму и на Донбассе в 2014 году. Журналист и эксперт по оборонным вопросам Александр Алесин полагает, что украинские события не только подтвердили готовность Москвы к силовому вмешательству, но и разрушили советский миф о братстве трех народов – российского, украинского и белорусского. С тех пор президент Лукашенко пытается отстраниться от Кремля, не создавая при этом впечатления, будто сам ставит под удар российские интересы.
Основы стратегического альянса, сформировавшегося после избрания его президентом в июле 1994 года, Лукашенко явно не собирается разрушать. Отношения между Москвой и Минском опираются на созданное в 1997 году Союзное государство России и Беларуси, а также несколько международных соглашений. Современная Россия является главным торговым партнером Беларуси и предоставляет существенные субсидии экономике страны в форме льготных тарифов на углеводороды и стабилизационных кредитов. Москву и Минск также объединяет сформированное стратегическое партнерство в военной сфере, создание региональной армейской группы и общей системы противовоздушной обороны.
В любом случае стратегия Москвы в отношении Украины стала причиной потери доверия Минска к «старшему брату». Без прямого названия в утвержденной в прошлом году военной доктрине указывается, что Россия и западные страны являются соседями, «способными провести ассиметричную военную операцию против Беларуси». Европейские государства Лукашенко обвиняет в подготовке «цветной революции». В документе также содержится упоминание об операциях, похожих на приемы российской «гибридной войны» против Украины.
Среди прочего Минск старается повысить эффективность армейских подразделений и внутренней безопасности, предназначенных для борьбы с восстаниями. Сценарий состоявшихся в сентябре прошлого года учений напоминает события на Донбассе весной 2014 года. В первую очередь речь идет о штурме государственных ведомств вооруженными подразделениями (на Донбассе это были террористы Гиркина-Стрелкова). На учениях силовики отработали способ действия в подобной ситуации. Предполагается, что в случае действий на территории Беларуси подразделений иностранных государств могут быть привлечены 8 тысяч спецназовцев и 120 тысяч резервистов.
Минск укрепляет границу, но информационной войны, похоже, тоже боится.
У белорусского руководства фактически нет возможности усилить границу страны с Россией, которую граждане 2 государств могут пересекать без визы, как обычный административный рубеж. В 2014 году Минск ввел режим пограничной территории, предполагающий усиление пограничного контроля. Однако на практике инициатива власти не получила продолжения из-за нежелания провоцировать соседа.
Также белорусские власти приступили к работам по демаркации и обустройству границы с Украиной. Довольно дырявая межгосударственная граница общей протяженностью 1,084 тысячи километров явно нуждается в укреплении, чтобы не допустить распространение насилия и перемещения на белорусскую территорию бойцов или оружия. На данном этапе обустроено 350 километров границы, созданы новые посты и бригада с несколькими мобильными группами пограничников.
В феврале прошлого года белорусские законодатели ввели наказание за участие в военных действиях на территории другой страны. Участие в войнах за границей вне белорусской армии стало караться 5 годами лишения свободы. Через несколько недель белорусское МВД выдвинуло обвинения 138 гражданам, принимавшим участие в боях на Донбассе по обе стороны от линии фронта.
Правительство Беларуси также обеспокоено доминирующим положением российских массмедиа в информационном пространстве государства. В мае прошлого года Игорь Бузовский, заместитель главы президентской администрации, заявил, что российские каналы и передачи, которые занимают около 65 процентов экранного времени в Беларуси, вызывают опасения «с точки зрения национальной культуры и информационной безопасности».
Можно сказать, что причины для волнения у белорусской власти есть, нередко чиновники из Минска становятся целями информационных атак. В ноябре прошлого года на российских каналах вышли ток-шоу, в которых обсуждалась ситуация в Беларуси. Среди прочего приглашенные гости рассуждали, не скатывается ли Беларусь в антироссийский национализм вслед за Украиной.
Несмотря на явную опасность, введение цензуры в отношении российских программ, выражающих беспокойство Кремля по поводу автономизации Беларуси, представляет собой красную линию. Пойти на такой шаг официальный Минск не готов. Вместо этого белорусский режим попытается укреплять национальное сознание в стране окольными путями. Учитывая, что после 2 десятилетий активной русификации около 80 процентов населения говорит по-русски, пробуждение национального сознания представляет собой задачу не из легких.