Крым задыхается без воды – и население, и сельское хозяйство, и промышленность. Москва не в состоянии выполнить свои обещания по обеспечению крымчан живительной влагой. Остается один путь – силой разблокировать Северо-Крымский канал.
Признать свою беспомощность Путин не может по определению, поэтому Кремль готовит информационную почву для ультиматума Киеву: или Северо-Крымский канал, покрывавший ранее водой из Днепра 85 процентов потребностей полуострова в H2O, будет «добровольно» разблокирован, либо Россия применит для этого силу, считает крымский политический обозреватель Сергей Стельмах.
Неужели Путин решится на этот шаг, понимая неизбежность в таком случае усиления антироссийских санкций? Судя по всему, хозяин Кремля теряет хладнокровие – «череда внешнеполитических поражений и новые санкции вывели московских стратегов из равновесия». «Ястребы» в окружении Путина громко заклекотали, требуя расправиться с Украиной. Об этом свидетельствует бесконечные военные учения и маневры в Крыму. «Дошло до того, что они отчитываются о подготовке новобранцев в частях морской пехоты», отмечает Стельмах: используется любая возможность поиграть мускулами перед Киевом и Западом.
Но, выражаясь кремлевско-блатным жаргоном, сегодня на понт Киев не возьмешь, о чем свидетельствует провал провокации с «украинскими диверсантами в Крыму». И чтобы не выглядеть трусом в глазах окружающих его «ястребов», Путин, «насмотревшись видео о “боеспособности” российской армии», может отдать приказ о наступлении на Северо-Крымский канал.
На днях секретарь Совбеза РФ Патрушев провел выездное заседание в Крыму. Одним из главных вопросов повестки дня было водоснабжение полуострова. Озвученные за том заседании данные иначе, как катастрофическими, назвать нельзя: например, за время аннексии полуострова площадь орошаемых земель в агросекторе сократилась на 92 процента (!).
Если об этой проблеме заговорил Патрушев, значит, это вопрос обсуждался на самом верху. И немудрено, ведь Москва полностью облажалась, обещав буквально залить Крым водой. И даже угроза Киеву обратиться в международный суд по поводу «водомора» осталась гласом вопиющего в пустыне, ведь в соответствии с международным правом обеспечивать захваченную территорию должна страна-оккупант. К тому же Киев не отказывается поставлять воду на полуостров – по мировым расценкам. В итоге: «отсутствие в Крыму воды, нехватка электричества или дороговизна продуктов – проблемы Кремля, а не Киева».
Бессильная злоба Кремля четко показывает, что Москва не в состоянии решить проблему водоснабжения Крыма: обещанный водопровод с Кубани оказался фейком (кубанским казачкам самим воды не хватает), пробуренные тут и там артезианские скважины быстро засаливаются, превращая на глазах благодатную крымскую почву в безжизненные солончаки, а строительство опреснительных установок морской воды, по мнению российских чиновников, слишком дорого.
Кремлю осталось раскручивать антиукраинскую истерию, обвиняя Киев в создании гуманитарной катастрофы на полуострове, за чем должен последовать ультиматум.
И все же решится ли Путин на новый всплеск агрессии против Украины? Ведь тогда, во-первых, автоматически решится вопрос с поставками украинской армии летального оружия с Запада, а во-вторых, антироссийские санкции ужесточатся до невозможности. Да и Вооруженные силы Украины – уже не тот мальчик для битья, которым была разваленная Януковичем украинская армия в 2014 году: отпор агрессору будет кровавым. Большой вопрос – устроит ли такая кровавая баня солдатских матерей России?