Словами Дональда Трампа «Вместе мы начнем новую энергетическую революцию» начинается сообщение Белого дома о новой сырьевой политике Соединенных Штатов, рассчитанной на ближайшие десятилетия. Как эта революция может отразиться на России, выясняла Лента.ру.
Целью новой политики США в сфере энергетики является достижение доминирования на мировых рынках. Главным инструментом проведения этой политики будет ставка на традиционную углеводородную энергетику. «Зеленая» энергетика, развитие которой лоббировала администрация Барака Обамы, оставаясь дотационной и опирающейся на государственные субсидии, в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии заменить углеводороды, тем более что традиционные источники энергии получили серьезную подпитку от разработки сланцевых месторождений нефти и газа.
Энергетическая сверхдержава.
Америка должна вернуть себе звание энергетической сверхдержавы, каковой она была сто лет, занимая лидирующие позиции в мире по добыче каменного угля и нефти.
Энергетический сектор должен стать локомотивом американской экономики. В последнее время в топливно-энергетическом секторе было создано 300 тысяч новых рабочих мест, еще 200 тысяч планируется создать до конца текущего года. Энергосектор – одна из немногих отраслей американской экономики, который переживает бум в настоящее время, когда в целом экономика растет медленно и неуверенно. Важным фактором является зарплата: у американским нефтяников и газовиков средняя зарплата – 90 тысяч долларов, что вдвое больше, чем в среднем по стране.
Энергетическая революция – это дальнейшее воплощение лозунгов экономического национализма, под которыми Трамп стал президентом США. Первым шагом на воплощении этих идей стал выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения по климату, который сэкономит Америке сотни миллиардов долларов за счет бесконтрольного использования углеводородов в энергетике.
За последнее десятилетие Штаты в полтора раза увеличили добычу углеводородов: с 6,8 млн. баррелей нефти в день в 2006 году до 12,4 млн. баррелей в 2015 году. В 2016 году нефтегазодобыча немного замедлилась из-за низких цен на энергоносители, но обвала, как предрекали некоторые экономисты, не произошло – нефтяная индустрия США быстро приспособилась к новым условиям, пусть и со значительно меньшими прибылями.
Америке еще не может удовлетворить свои нужды в нефти за счет собственной добычи, но зависимость от импорта «черного золота» заметно ослабла. Теперь Штаты даже начали – правда, пока небольшими партиями – продавать свою нефть на мировом рынке.
Газовый прорыв.
Еще при президенте Джордже Буше-младшем США стали резко наращивать добычу природного газа. За последнее десятилетие газодобыча выросла в 1,5 раза – с 500 млрд. до 750 млрд. кубометров в год. По добыче голубого топлива Штаты уже обогнали Россию – на их долю сегодня приходится 21 процент мирового производства, в то время как у России – «всего» 16 процентов. В самом ближайшем будущем Америке достигнет уровня самообеспечения голубым топливом – нужно лишь увеличить объемы добываемого газа на 30 млрд. кубометров в год. К 2020 году США станут нетто-экспортером природного газа – впервые с 1953 года.
На руку газовикам отмена Трампом указа Обамы об ограничении добычи полезных ископаемых на шельфах морской экономической зоны США. Эксперты называют цифру 9 трлн. кубометров – столько газа там может содержаться. За период с сегодняшнего дня и до 2040 года экспорт газа может пополнить казну США за счет налогов на 130 млрд. долларов, а доходы газодобывающей отрасли вырастут на 110 млрд. долларов.
Конкуренция с Россией за Европу.
Вашингтон не скрывает, что одним из конечных пунктов экспорта американского газа будет Европа. Готов ли «Газпром» и вся Россия (ведь экспорт голубого топлива является важнейшей статьей доходов российского бюджета) к конкуренции с американским газом?
Александр Собко, аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», отмечает, что США уже стали чистым экспортером сжиженного природного газа (СПГ), а в ближайшей перспективе станут нетто-экспортерами голубого топлива вообще. Американский СПГ сегодня экспортируется в 23 страны мира, больше всего – в Японию, Индию и Южную Корею. А еще значительную часть американского СПГ приобрели трейдеры, которые продадут его там, где будет выгоднее.
Для «Газпрома» приоритетным является европейский рынок. Но уже в ближайшем будущем российская корпорация рискует стать «одним из многих» в Старом Свете. Чтобы сохранить за собой европейский рынок, «Газпрому» наверняка придется ввязаться в «ценовую войну», а это грозит ему потерей части прибыли и необходимостью идти на все большие уступки покупателям.
На руку американским поставщикам СПГ и политическая ситуация: антироссийские санкции, противостояние России и НАТО, разгорающаяся новая «холодная война», желание Европы диверсифицировать поставки голубого топлива и т. п. При этом США могут сочетать «кнут» и «пряник» в – использовать политическое давление на европейских партнеров и демпинговать.
Но это все предположения. Ситуация может измениться в любую сторону в любой момент. Кто сегодня может спланировать ситуацию, если Япония и Китай таки реализуют свою углеводородную революцию с «горючим льдом»?