После аннексии Крыма постепенно усугубляются проблемы полуострова. Существующие сложности Москва далеко не всегда может решить, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Более 3 лет прошло со дня аннексии Крыма Россией, за указанное время проблемы на полуострове постепенно усугубляются. В Крыму ощущается нехватка пресной воды, проблемы с подачей электроэнергии, средние показатели по России превышают темпы роста цен на полуострове. Теперешнюю ситуацию в Крыму и перспективы ее развития в интервью прокомментировал российский оппозиционный политик, экономист и общественный деятель Владимир Милов.
В первую очередь оценил политик проблему наличия в Крыму пресной воды. В настоящее время крымчане сообщают, что приезжие используют пресную воду для орошения посевов, что в перспективе может привести к окончательному засолению грунтовых вод. Милов объясняет, что проблема с водой в Крыму в принципе нерешаема и важно это понять. Северо-Крымский канал был единственным системным решением этой проблемы, но восстановление его работы в ближайшее время невозможно.
Констатирует оппозиционер, что у Крыма нет ресурсов для самостоятельного обеспечения себя водой. На территории полуострова нет речной сети, низкий уровень осадков, ранее до 80 процентов потребности полуострова в воде обеспечивал Северо-Крымский канал. Применяемые сейчас российскими властями временные меры в реальности могут привести только к усугублению проблем через несколько лет. Интенсификация бурения подземных вод на самом деле может обернуться ускоренной минерализацией артезианских вод, что сделает их непригодными для использования.
Кроме того, теперешние крымские «власти» пытаются максимально «выдоить» Белогорское водохранилище. Милов убежден, что все применяемые методы могут привести к критическому истощению имеющихся запасов. Он подчеркивает, что для нормальной жизнедеятельности и поддержания промышленности и сельского хозяйства в Крыму не хватает воды, без нормализации отношений с материковой Украиной решения этой проблемы не существует.
Напомнил оппозиционер, что похожие на Крым по маловодности страны Средиземноморья (Израиль и Кипр) для решения проблемы используют установки десалинации морской воды, но процедура эта очень дорогая. Около миллиона доллара нужно инвестировать в мощности, которые позволяют получить тысячу кубометров воды в сутки. Для восполнения потери от прекращения работы Северо-Крымского канала Москве придется инвестировать 4-5 миллиардов долларов, что приблизительно равно годовым расходам российского бюджета на здравоохранение.
Вместе с тем, при оценке стоимости работ необходимо учитывать неизбежные накрутки и откаты, сопровождающие реализацию крупных проектов в российской реальности. Поэтому предполагаемый бюджет всегда возрастает в процессе реализации проекта. Милов полагает, что если российские власти пожелают пойти по этому пути, то деньги Москва сумеет найти за счет сокращения бюджетных расходов на пенсионеров и работающих россиян, с помощью повышения налогов и снижения социальных затрат.
По утверждению Милова, на геополитике в России не экономят, руководство страны экономит только на людях. Политик предполагает, что в дальнейшем Москва продолжит в Крыму эксплуатировать подземные воды и оставшиеся водохранилища, уничтожая тем самым экосистему и экономические перспективы полуострова. Стремление к получению максимальной прибыли без оглядки на будущее оппозиционер называет привычной стилистикой для теперешнего президента и его команды.
Строительство энергомоста – лишь психологический прием.
Существует в Крыму проблема также с поставками электроэнергии, одним из способов ее решения российские власти называют строительство «энергомостов». По мнению Владимира Милова, в случае с обеспечением полуострова электроэнергией возникает ситуация, похожая на нехватку на аннексированной территории пресной воды. Объясняет Милов, что вся система энергоснабжения Крыма настроена на работу через украинскую энергосистему – основные магистральные входы идут с северного направления и обеспечивают энергией западную, наиболее развитую часть полуострова.
Обращает внимание политик на то, что энергомост, вокруг которого поднято много шума, входит в город Керчь, расположенный в восточной части полуострова на значительном расстоянии от основных экономических центров и южного побережья. Поэтому для поставки электроэнергии на юг и запад Крыма необходимо протягивать дополнительные линии электропередач. Милов подчеркивает, что теперешнего перетока электроэнергии на полуостров просто не хватает.
Полагает экономист, что энергомост является скорее психологическим приемом, чтобы показать жителям полуострова, что Россия о них заботиться. Основным планом российских чиновников Милов называют расчет на строительство газопровода из Кубани мощностью до 4 миллиардов кубометров в год. С помощью газопровода будет поставляться газ для строящихся 4 энергоблоков ТЭС в Симферополе и Севастополе суммарной мощностью около 1000 МВт.
В настоящее время стоимость строительства оценивается в 70 миллиардов долларов, еще 20 миллиардов предстоит заплатить за газопровод. Милов уверен, что сметы вырастут по итогам строительства. Он напоминает, что подрядчиками в проектах выступают хорошо знакомые люди из ближайшего окружения президента. Строительством электростанций занимается компания «Технопромэкспорт» Сергея Чемезова, газопровод строит «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. На Крыме, по словам Милова, друзья президента хорошо заработают, но оплачивать расходы в итоге придется россиянам или крымским потребителям.