Изначально планировалось, что короткая встреча Трампа и Путина на полях саммита G20 никаких значимых результатов не принесет. Переговоры длились дольше отведенного времени и сейчас активно обсуждаются в экспертной среде, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Ключевыми темами повестки саммита G20 выступали «зеленая» экономика, борьба с терроризмом, цифровые технологии и развитие Африки. В результате после саммита почти все журналисты обсуждают только первую встречу американского президента Трампа с российским коллегой Путиным. Вместо объявленных заранее 30 минут президенты проговорили 2 часа и 15 минут. Многие журналисты, присутствовавшие на саммите G20, расценили продолжительность встречи как хороший знак для России и двусторонних отношений.
Обозреватели полагают, что разговор между президентами затянулся и это следует воспринимать как свидетельство состоявшейся между президентами интересной и подробной беседы. Справедливости ради следует отметить, что сразу же после встречи сторон обнаружились некоторые расхождения в трактовке обсуждаемых вопросов. При описании разговора, касавшегося обсуждения ключевого для внутренней американской повестки вопроса (попытки России через кибервзлом оказать влияние на исход прошлогодних выборов), госсекретарь Рекс Тиллерсон и глава российского МИДа Сергей Лавров разошлись в нюансах.
Глава американской дипломатии сообщил журналистам, что Трамп начал обсуждение этого вопроса в самом начале встречи, а Путин опроверг подозрения, как делал это ранее. Тиллерсон отметил, что дискуссия была «оживленной и долгой». Лавров, выступая на отдельном брифинге, сообщил, что американского президента удовлетворили объяснения российского коллеги. Российский министр заявил, что Трамп принял заявления Путина, Тиллерсон такого не говорил.
В многочисленных комментариях российские официальные лица и эксперты перед встречей говорили, что расследованием предполагаемого вмешательство России в ход предвыборной кампании Трамп связан по рукам и ногам, поэтому любая уступка российскому президенту Путину неизменно будет использовано против Трампа в ходе внутриполитической борьбы. После переговоров Тиллерсон и Лавров всячески подчеркивали, что на встрече царила доброжелательная атмосфера, президенты продемонстрировали желание договариваться.
Рекс Тиллерсон заявил, что оба лидера очень быстро нашли общий язык, «положительная химия» ощущалась хорошо, препирательств относительно прошлого было совсем немного. Майкл Макфол, служивший в годы президентства Обамы послом в Москве, комментируя это заявление, в своем Twitter написал, что «прошлое» включает нарушение Россией американского суверенитета в прошлом году и аннексию Крыма три года назад, и это нельзя забывать.
Отменить санкции Трамп не обещал.
Судя по рассказам Лаврова и Тиллерсона, президенты России и США даже сумели договориться о чем-то конкретном. Среди решений согласие двух президентов с целесообразностью еще раз попробовать объявить перемирие на части сирийской территории. Лавров сообщил, что по деликатному вопросу киберпреступности стороны решили попытаться сотрудничать, создав совместную рабочую группу.
Важнейшим вопросом для России остаются введенные Вашингтоном и Брюсселем санкции, но на эту тему, как заявили Тиллерсон и Лавров, президенты ничего определенного не сказали. Вместо обсуждения на переговорах с американским коллегой, немало о санкциях говорил президент Путин. Накануне старта саммита G20 на страницах германской деловой газеты Handelsblatt и на полях международного мероприятия российский президент заявил, что ограничительные меры являются реализацией политики протекционизма, поэтому противоречат принципам честной торговли, провозглашенным «двадцаткой».
Следуя дипломатической тактике Москвы, российский лидер деликатно умолчал о том, за что были введены санкции. Об агрессивной политике Москвы в отношении Украины президент Путин предпочитает лишний раз не вспоминать. Но об этом говорил в Польше накануне саммита Дональд Трамп. Американский президент призвал Россию прекратить дестабилизировать Украину и поддерживать враждебные режимы в Сирии и Иране. Однако на следующий день «большой честью для себя» Трамп назвал встречу с человеком, которого накануне обвинил в дестабилизации ситуации в Украине и поддержке враждебных режимов.
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин напоминает, что первая встреча всегда является знакомством и возможностью обсудить довольно большое число тем, определить вопросы, по которым возможно движение навстречу друг другу. Эксперт предполагает, что именно так и случилось на встрече Путина и Трампа в Гамбурге.
Комментируя длительность переговоров, Тренин ошибочными называет прогнозы о 30 минутах встречи. Учитывая количество вопросов, стоящих на повестке дня, предположительная длительность в 30 минут выглядит абсурдной, но 2 часа вполне достаточно для знакомства и первого обсуждения текущих вопросов. Вместе с тем, стороны пока не готовы к более длительной беседе, в рамках которой нужно договариваться о чем-то конкретном.
Политолог, член Российско-германского форума Александр Рар полагает, что обычное знакомство вряд ли могло занять 2 часа. Эксперт надеется, что крупнейшие атомные державы в мире могут наконец научиться решать накопившиеся проблемы. В списке проблем сейчас не только украинско-российский конфликт, но и происходящее в Северной Корее и Сирии.
Интересным моментом политолог называет то, какая сторона инициировала обсуждение на переговорах темы кибератак. В любом случае обсуждение этого вопроса Рар считает способом разрядки информационной войны, в которой сейчас находятся Россия и Запад. Эксперт убежден, что саммит можно будет считать успешным, если встреча двух президентов приведет к более тесному сотрудничеству между Москвой и Вашингтоном в «горячих» вопросах современности.