Эксперты фиксируют изменения в экономическом сотрудничестве между государствами постсоветского пространства. Экономические позиции на территории ближнего зарубежья Россия теряет, что объясняется активными действиями Китая. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Заместитель заведующего отделом экономики «НГ» Анастасия Башкатова в своей публикации пишет, что китайская машиностроительная компания China Machinery Engineering Corporation планирует масштабное инвестирование в строительный сектор и энергетику Армении. Об этом накануне заявили представители Китая и Армении, которая входит в российский интеграционный проект Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Примечательные изменения в последние годы происходят внутри ЕАЭС. Почти все участники проекта довольно быстро меняют ориентиры экономической активности, ставя на приоритетное место в списке партнеров Китай, Россия при этом лишается лидирующих позиций. Во внешней торговле постсоветских стран доля России сократилась в несколько раз, активность Китая соответственно увеличилась. С помощью инвестиций, кредитов и закупок Пекин умело «привязывает» к себе участников ЕАЭС.
Масштабная китайская экономическая экспансия ожидаемо привела к вытеснению России из постсоветского пространства. Российские предприятия уходят из рынков стран ЕАЭС и ряда других государств. Процесс вытеснения изучали специалисты Института экономики РАН, свои выводы они изложили в докладе «Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза». Авторами доклада выступили Светлана Глинкина, Мадина Тураева и Артем Яковлев.
Эксперты констатируют, что экономики стран ЕАЭС все больше зависят от Китая через накапливание дисбалансов в торговле и задолженностей перед восточным партнером. Значительный отрицательный баланс в международной торговле с Китаем в настоящее время имеют все члены ЕАЭС кроме Казахстана. В Киргизии на Китай приходится 93-95 процентов общего товарооборота, в Армении около трети и почти половину товаров китайского производства закупает Беларусь.
Китай оставляет Россию далеко позади в торговой гонке.
Аналитики приводят данные МВФ по экспорту и импорту стран Кавказа и Центральной Азии за временной промежуток с 2000 по 2012 год. Оказалось, что, к примеру, сельскохозяйственный и сырьевой экспорт в Китай из государств Кавказа и Центральной Азии за обозначенный период увеличился с 0,8 до 3,3 процента ВВП стран указанного региона. За аналогичный период экспорт из кавказских и центральноазиатских стран в Россию сократился с 4,7 до 0,8 процента ВВП. За этот период импорт готовой продукции из Китая в указанные страны увеличился с 1,3 до 6,2 процента ВВП региона, в случае торговли с Россией фиксируется сокращение с 14,5 до 8,5 процента ВВП.
Данные недавнего доклада МВФ о региональной экономике, посвященного Среднему Востоку и Центральной Азии, также показывают сокращение доли России в экспорте и параллельный рост показателей активности в двухсторонней торговле с Китаем. В ряде постсоветских стран Китай не просто входит в тройку крупнейших поставщиков товаров, но и занимает лидирующую позицию, опережая Россию. Более активно Китай торгует с Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном.
Обращают внимание авторы доклада на то, что за промежуток с 2001 по 2015 год значительно увеличилась роль Китая как инвестора и поставщика машин, оборудования и транспортных средств для всех постсоциалистических стран. Особенно четко тенденция проявляется в странах Центральной Азии. В результате Китай выступает источником модернизации для новых независимых государств. Одновременно роль России в этом процессе в ряде стран снижается.
Объясняют эксперты РАН, что взаимная торговля между Китаем и постсоветскими государствами в значительной степени зависит от китайских торговых кредитов. Масштабы китайского кредитования вплоть до кризисных времен 2008-2009 годов значительно превышали накопленные отдельными государствами прямые инвестиции из Китая.
Исследователи отмечают, что применяемый Китаем подход заключается в обмене своих инвестиций и кредитов на природные ресурсы и долю рынка постсоветских стран. Китай продолжает действовать в рамках избранной ранее модели. На новом этапе китайские государственные и коммерческие кредиты выдаются одновременно с реализацией программ за счет Фонда Шелкового пути.
Аналитики пришли к выводу о том, что Россия и Китай по-разному видят механизмы интеграции. В то время, когда Россия настаивает на сотрудничестве по линии Китай – ЕАЭС, Пекин считает возможным и более выгодным создание тесных связей с каждым из членов объединения на двусторонней основе. Следует также напомнить, что Китай «обрабатывает» ряд стран, которые пока в ЕАЭС не входят, но теоретически могли бы стать членами инициированного Москвой союза.
Из доклада специалистов РАН можно сделать вывод о том, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» не позволяет рассчитывать на полноценное сотрудничество с Китаем всех стран ЕАЭС. Модель «межблокового сотрудничества» предполагает сопряжение проектов, но пока реализация идеи пробуксовывает. В РАН предупреждают, что промедление может привести к «размыванию евразийской интеграции и поглощению ЕАЭС гигантским восточным соседом».