Обозреватели ведущих мировых СМИ обращают внимание на изменения в характере европейских политических сил, притягиваемых Россией. Вместо традиционных для советского прошлого левых сейчас пророссийскими настроениями отличаются правые политики, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Британский эксперт по России Эдвард Лукас в своей публикации для The Times задается вопросом, почему консерваторы верят словам российского президента Путина. Он напоминает, что на протяжении многих десятилетий Советский Союз притягивал левых. Сейчас некоторые самые большие поклонники Кремля принадлежат к правым.
Главными акцентами современной кремлевской политики эксперт называет «порядок, суверенитет и христианскую веру», что совпадает с взглядами многих консерваторов. С восхищением на восстановление России после хаоса и унижения 90 годов смотрят политики, считающие, что их собственные страны в результате манипуляций либеральной элиты ослабели. Довольно четко этот поворот наметился в США, где произошли события, которые Лукас называет «политическим землетрясением».
Среди американских консерваторов действительно растут симпатии к Путину, воедино информацию о тенденциях свел политолог Джеймс Керчик. Оказалось, что почти половина рядовых республиканцев (49 процентов) считают Россию своим союзником, ошеломляющими темпами среди них в последнее время росла популярность президента Путина. За минувшие 2 года количество людей, позитивно оценивающих хозяина Кремля и его политику, увеличилось в 3 раза, достигнув показателя 32 процента.
Говоря о причинах роста пророссийских настроений в американских политических кругах, Керчик предполагает, что влияние на ситуацию оказали не только взгляды президента Трампа. Эксперт сообщает, давно и упорно Кремль обхаживает политиков, придерживающихся консервативных социальных взглядов и даже сумел добиться на этом пути немалых успехов. Одним из козырей хозяина Кремля является отношение к геям, особенно к запрещенным в России однополым бракам.
В США, к примеру, объектами обработки стали ветеранские организации, Национальная стрелковая организация и другие общественные объединения подобного рода. Консервативные деятели, преисполнившиеся симпатиями к Путину еще с середины «нулевых», являются отличным тому доказательством. Особенно выросла популярность российского президента после ужесточения Москвой антилиберальной риторики. Еще до момента избрания Трампа президентом многие консерваторы называли Путина «последней надеждой мира» и «спасителем Западной цивилизации», пророчили хозяину Кремля получение Нобелевской премии.
В любом случае пафосные заявление в поддержку Путина произносили политики видные, но достаточно маргинальные. В ходе предвыборной кампании и прошлогодних президентских выборов в США эксперты зафиксировали резкий сдвиг Республиканской партии в правую сторону. Мейнстримом неожиданно стали вчерашние маргинальные идеи. Недавно авторитетный среди консерваторов публицист, автор публикаций для Financial Times и Wall Street Journal Кристофер Колдвелл объявил Путина «самым выдающимся государственным деятелем современности», который «спас свою страну» и «стал символом национального самоопределения» в битве против глобализма.
Констатирует Лукас, что среди британских консерваторов растет фракция, мыслящая примерно так же. Подобный подход политиков политолог считает похожим на симпатию левых к Советскому Союзу. Особенность отношения западных политиков к СССР заключалась в том, что рост энтузиазма по отношению к Союза облегчало отсутствие сведений о «рабочем рае». В действительности реалии современной России трудно назвать пределом мечтаний традиционных консерваторов, выступающих сторонниками свободы, права и независимости государственных институтов.
Французский эксперт Николя Энин в своей недавно опубликованной книге «Русская Франция» высказывает предположение о том, что Россия везде, где может, распространяет свою пропаганду. Российские пропагандисты утверждают, что западные страны находятся в состоянии морального упадка, причиной чего является открытость иностранному влиянию, большое количество эмигрантов, «слишком много ислама и прав сексуальных меньшинств».
Главным объектом воздействия пропаганды в США Энин называет «сердитых белых». Исходя из предположения, что Путина поддерживают в первую очередь популисты, эксперт напоминает, что эта категория политиков не имеет политической программы как таковой. Суть стратегии популистов заключается в максимизации злости в обществе, чтобы потом объявить себя боссом сердитых и убедить население голосовать за себя. В значительной степени голоса «сердитых белых» определили в Великобритании исход референдума о Brexit.
В редакционном материале Huffington Post журналисты обращают внимание на то, что консерваторы не беспокоятся по поводу подрыва ненавистником либеральных ценностей Путиным основ западной демократии. В редакции полагают, что консерваторы поддерживают авторитаризм и глубокое недоверие к современной западной культуре. В последние годы главным элементом мировоззрения значительной части консерваторов стало отвращение к правам человека и меньшинств, поэтому союз с Путиным выглядит логичным.
На примере британских политиков видно, что не только правые могут найти приемлемые для себя элементы в стратегии современного Кремля. Лидер лейбористов Джереми Корбин и его соратники комфортно чувствуют себя в роли апологетов Путина. Эксперты объясняют это тем, что в основе современной западной цивилизации лежит классический либеральный консенсус, который левые презрительно именуют «неолиберализмом». Относящиеся враждебно к либеральному консенсусу европейские политики вполне могут подружиться с противником либерализма Путиным.