Новый пакет антироссийских санкций нанесет ощутимый удар по экономике страны. Ожидаются трудности во многих ключевых для российской экономики отраслях, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
В минувшую среду американским Конгрессом одобрен законопроект, предусматривающий введение дополнительных санкций против России. После утверждения документа Сенатом президент Трамп пообещал подписать принятый закон. Новые санкции коснутся проектов по добыче нефти, строительству нефтепроводов и приватизации. Расширение списка ограничительных мер одобрено в рамках пакета санкций против России, Ирана и Северной Кореи.
Законопроект расширяет ограничения на поставку товаров, услуг и технологий, необходимых для реализации новых проектов, связанных с разработкой глубоководных месторождений нефти. Под запретом также поставка оборудования для разработки месторождений в Арктике и добычи из сланцев. Действующие ранее подобные ограничения касались только проектов 5 самых крупных российских компаний – «Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Для этих предприятий возможность сотрудничества с иностранными партнерами была ограниченной, как и право закупки западного оборудования и технологий.
Еще до принятия санкций многие из указанных компаний вложили инвестиции в добычу нефти и разработку новых месторождений. В результате они смогли наращивать добычу, несмотря на введенные ограничения и падение цен. Ежегодно «Роснефть» расширяет свою инвестиционную программу. Новые санкции могут коснуться совместных проектов. Американские компании не смогут участвовать в проектах, где доля российских предприятий превышает 33 процента или продавать оборудование и технологии для таких проектов.
Директор программы «Экономическая политика» в московском Центре Карнеги Андрей Мовчан утверждает, что на сегодняшний день таких проектов почти нет, поскольку российские компании практически не занимаются добычей сланцевой и глубоководной нефти. В существующих шельфовых разработках, где участвуют российские компании вместе с иностранными партнерами, доля их не превышает установленного лимита.
В законопроекте сказано, что ограничение это направлено против проектов, «имеющих потенциал по добыче нефти». По словам экономиста, многие ограничительные меры лишь на словах выглядят грозными, но на практике неприменимы. Нефтяное лобби США (ExxonMobil и Chevron) приняло активное участие в утверждении этой санкции, о чем в начале июля сообщили журналисты Wall Street Journal.
В строительстве трубопроводов возникнут трудности.
Предусматривает законопроект также ограничения на поставку технологий и услуг, применяемых в строительстве трубопроводов. Распространяются санкции на ситуацию, когда отдельный товар стоит больше миллиона долларов, за минувшие 12 месяцев товаров поставлено на 5 миллионов и больше. Американские законодатели пытаются ограничить возможности России по созданию инфраструктуры для экспорта энергоресурсов, о чем говорится в тексте законопроекта.
Андрей Мовчан объясняет, что эти ограничения ставят под угрозу реализацию «Турецкого потока» и ряда других проектов. Также санкции могут угрожать таким проектам как «Северный поток» и «Сахалин-2», сообщили журналисты Financial Times, ссылаясь на информацию от Еврокомиссии. Однако в законопроекте говорится, что перед введением ограничений на конкретные проекты санкции должны быть согласованы с «местными экономическими партнерами». Мовчан полагает, что разрешение от партнеров Вашингтону получить будет трудно, поскольку многие представители европейского бизнеса заинтересованы в совместных проектах с россиянами.
На утверждение американским Конгрессом законопроекта достаточно нервно отреагировали в Евросоюзе. Официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас заявил, что еврокомиссары следят за принятием санкций «с некоторым беспокойством, касающимся независимости энергетики Евросоюза и интересов энергетической безопасности».
Главный экономист банка «Уралсиб» Алексей Девятов предполагает, что в долгосрочной перспективе на российских проектах инициатива американских законодателей может сказаться довольно негативно. Он утверждает, что некоторые проекты, которые могли быть реализованы без лишних трудностей в другой ситуации, после введения ограничительных мер либо будут реализованы с существенной задержкой, либо не будут воплощены в жизнь.
После утверждения закона американские банки не смогут выдать организации или человеку, попавшему в санкционный список, более 10 миллионов долларов за 12 месяцев. Согласно законопроекту, Вашингтон может ограничить финансирование российских проектов международными фондами, если от такой помощи выгоду получат компании или люди из запретного списка.
Предполагает документ также введение других финансовых ограничений в США для фигурантов санкционного списка. Среди прочего лицам или компаниям может быть отказано в банковском обслуживании, операциях с недвижимостью или на рынке ценных бумаг. Андрей Мовчан отмечает, что в целом российские компании и экономика не сильно зависят от финансирования со стороны американских банков или международных организаций. Компании получают финансирование из других стран, некоторые даже могут оформлять долларовые кредиты в европейских банках.
Девятов признает, что неприятным моментом может оказаться запрет на покупку российских суверенных облигаций, в обсуждаемом законопроекте содержится соответствующее предложение. По информации Центробанка, на 1 июля текущего года внешний долг России составил 47,2 миллиарда долларов. Введение этой ограничительной меры может усилить отток капитала, привести к замедлению экономического роста и ослаблению рубля. Также Девятов предполагает, что запрет может оказать умеренное негативное влияние на российский бюджет.