Подавляющим большинством голосов американский Сенат поддержал законопроект, предусматривающий введение новых антироссийских санкций. Эксперты утверждают, что многие предположительные ответные меры Москвы нанесут вред российским компаниям и экономике в целом, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Большинство членов американского Сената проголосовали за новый пакет санкций против России, Ирана и КНДР. Ранее документ был одобрен Палатой представителей, на следующем этапе ожидается подписание законопроекта президентом Трампом. Еще при голосовании за первоначальный, более жесткий пакет санкций у сенаторов не было сомнений. В Сенате законопроект поддержали 98 голосами, против выступили только двое человек. В Палате представителей поддержали расширение списка санкций 419 конгрессменов, не согласились только трое.
Документ вводит дополнительные ограничительные меры против российских физических, юридических лиц и целых отраслей экономики. Фактически президент Трамп лишается возможности отменять новые и действующие ограничения без обязательного одобрения Конгресса. В Москве заявили, что утверждение закона «хоронит надежду нормализации двусторонних отношений» и пригрозили «болезненными контрмерами».
Собеседники журналистов «Коммерсанта» в российском внешнеполитическом ведомстве рассказали, что после подписания законопроекта Трампом на ряд ответных мер Москва все же пойдет. В качестве ответной меры российская власть может наложить арест на дачный комплекс американского посольства в Серебряном Бору и его складские помещения. Также из России могут быть высланы 35 американских дипломатов (именно столько российских дипломатов предшественник Трампа Обама в декабре попросил покинуть США).
Рассматривает российская сторона также возможность ограничения максимального количества сотрудников американской дипломатической миссии, работающей в Москве. На данный момент количество американских дипломатов превышает число россиян, работающих в посольстве Российской Федерации в Вашингтоне.
Ответить на новые санкции Москве будет нелегко.
В остальном абсолютно симметричные российские санкции на самом деле будут малоэффективными. В качестве несимметричных точечных шагов Москва может отказаться от сотрудничества с Вашингтоном по ряду критически важных для американского руководства вопросов. К примеру, сейчас Вашингтон добивается от Москвы усиления давления на КНДР, в том числе через Совбез ООН.
Ограниченным является набор рычагов, имеющихся в распоряжении российского руководства в других сферах. Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, признал, что торгово-экономические и инвестиционные отношения между Россией и США не настолько развиты, чтобы уколоть американских «друзей». Возможной ответной мерой он считает отказ россиян от поставки в США двигателей РД-180 и прекращение сотрудничества по эксплуатации Международной космической станции.
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики, называет предложенные Шохиным меры вредными для России. Он объяснил, что российские двигатели стоят на ракете Atlas 5 от компании Lockhead-Martin, но американцы имеют возможность воспользоваться двумя другими ракетами. Если Москва откажется от продажи двигателей, то через некоторое время американцы перебросят нагрузку на Delta и Falcon, о параличе американской космической отрасли речь не идет. Вместе с тем, запрет на перевозки американцев приведет к остановке работы МКС.
Сотрудничество с американцами по линии МКС «в высшей степени взаимовыгодным» назвал Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ. Однако он отметил, что существуют сферы, в которых Россия может нанести США «экономико-психологический ущерб». Теоретически экономические санкции против Вашингтона могут выражаться в прямом сокращении товарооборота, ограничениях на работу американских предприятий в России или изъятии в той или иной форме сделанных ими инвестиций.
На данном этапе прямой товарооборот между государствами небольшой, в прошлом году он составил 20,2 миллиарда долларов и распределен приблизительно поровну. В Россию из США поставляется преимущественно высокотехнологическое оборудование и продукция машиностроения, включая оборудование для энергетики, нефтедобычи и переработки. Заменить оборудование, вероятно, возможно, но могут возникнуть трудности при переходе на использование европейских аналогов.
Для России предположительное использование альтернативных технологий окажется большей проблемой, чем для США. Последствия введенной ответной меры затронут в России не просто рядовых граждан, как случилось с запретом на поставки продовольствия из Европы и Турции, а целые отрасли, стратегически важные для государства. Возможные ограничения со стороны экспорта из России в США теоретически могут оказаться вполне чувствительными, но обратный эффект обещает быть не менее серьезным.
В отличие от торговых отношений с европейскими странами, на первый план в данном случае выходят вовсе не энергоносители. Нефтепродукты действительно являются крупнейшей статьей российских поставок в США (35 процентов объема экспорта в прошлом году), но американские нефтеперерабатывающие заводы могут без труда найти альтернативу поставкам из России, как и российские нефтяники могут продавать продукцию другим покупателям.
Критически зависят США в последние несколько десятилетий от российского обогащенного уранового продукта для АЭС. Возможная остановка поставок нанесет вред обоим сторонам. На рынке с небольшим количеством игроков Вашингтону придется искать замену российской продукции. Но российские компании вряд ли смогут быстро заменить американский рынок поставками в других направлениях. Поставки титана также являются направлением обоюдоострым. В распоряжении Москвы остается только возможность ограничить работу американских компаний в России.