В четверг, 27 июля, Сенат вслед за Палатой представителей Конгресса США почти единогласно проголосовал за законопроект о санкциях. Чтобы законопроект стал законом, требуется лишь подпись президента Дональда Трампа.
Эксперты считают вопрос решенным: вряд ли Трамп на фоне скандальных расследований связей его лично, членов его семьи и политической команды решится наложить вето на этот законопроект. А если и решится, то Конгресс с легкостью его преодолеет ведь из 523 конгрессменов и сенаторов против этого документа проголосовали всего 5 человек.
Новый закон утвердит самый мощный в истории США санкционный механизм, отмечают эксперты. И в этом свете возникает вопрос: введут ли американцы персональные санкции против президента РФ Путина? И почему они не сделали это раньше, ведь на Западе убеждены, что в России все единолично, как самодержец, решает нынешний хозяин Кремля.
А Путину есть что терять, уверены многие аналитики. На прошедших на этой неделе слушаниях в юридическом комитете Сената США в качестве свидетеля выступил исполнительный директор компании Hermitage Capital Уильям Браудер. Он прямо заявил: «Я полагаю, Владимир Путин – самый богатый человек в мире. Думаю, его состояние – 200 миллиардов долларов. Эти деньги хранятся по всему миру, в банках в Америке и везде».
Почему против Путина до сих пор не ввели жесткие меры, в интервью «Голосу Америки» рассказал бывший координатор санкционной политики Госдепартамента США, эксперт вашингтонского Атлантического совета, посол Дэниэл Фрид.
Каких-либо формальных препятствий для наложения санкций на президента РФ, как и на любого другого национального лидера, нет, объяснил эксперт. Прецеденты есть – недавно США внесли в санкционные списки первого человека Северной Кореи Ким Чен Ына. Но, учитывая международный резонанс подобных решений, принимать их нужно взвешенно, «оценив все риски». Несколько лет назад Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США заявило, что располагает информацией о личном состоянии президента РФ. Однако «администрация Обамы не рассматривала возможность введения санкций против Путина серьезно», а в Госдепартаменте посчитали, что «мы может достичь поставленных целей, вводя жесткие меры против целого ряда других людей, и не включая в санкционные списки имя Владимира Путина».
Введенные против России санкции делятся на две группы – экономические и персональные. Первые затрагивают определенные секторы российской экономики, вторые направлены против лиц из ближайшего окружения президента РФ. Эксперты по-разному оценивают эффективность этих санкций: одни считают, что больший эффект приносят первые санкции, другие – хвалят персональные санкции. Но для американских властей важно, что они в совокупности дали требуемый результат.
Как отбирались приближенные Путина для включения в «черный список»? «Мы шли к экспертам и выясняли у них, кто с финансовой точки зрения наиболее близок к Путину, кто именно помог ему стать богатым», – пояснил Фрид.
Оценить результат американских, европейских и международных санкций против России можно двояко, считает эксперт. С одной стороны, именно санкции Запада «предотвратили еще более масштабное вмешательство Кремля в конфликт в Украине». Необходимо добавить, что остановить агрессию России помогли с не меньшей степенью значимости и украинское сопротивление, и дипломатическое давление на Москву, и другие факторы. Большим плюсом санкционной политики стало создание условий для разработки Минских соглашений.
Но с другой стороны, санкции до сих пор не заставили Кремль выполнять Минские соглашения. Склонить Россию к этому можно при условии, что «украинцы продолжат сопротивление, а Запад – США и Европа – продолжат политику противодействия российской агрессии», – уверен Дэниэл Фрид.