Дискуссию российских либералов о будущем страны после предположительной смены президента прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что при прогнозировании следует отойти от обсуждения персон и сосредоточиться на ожидаемых обстоятельствах, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В своей публикации обозреватель Павел Казарин отмечает, что в российских либеральных кругах дискуссия о будущем страны неизменно строится вокруг обсуждения потенциальных будущих президентов. В настоящее время среди прочих кандидатур обсуждаются фигуры Алексея Навального, Михаила Ходорковского и даже Игоря Гиркина. Персоналистский характер дискуссии журналист считает результатом воздействия на общественное мнение ситуации минувших 15 лет.
Объясняет Казарин, что в России в условиях краха институтов вся оптика была сфокусирована исключительно на фигуре первого лица. Кроме личности главы государства обсуждали также тех, кто теоретически может этим первым лицом стать. Между тем, говоря о российском будущем, более уместно обсуждать не то, кто будет после Путина. Важнее то, что после Путина в стране произойдет.
Современную Россию обозреватель считает страной, в которой «диалогическая мышца» полностью атрофировалась. Эта самая мышца в устройстве условного организма той или иной страны отвечает за поиск компромиссов. В более-менее цивилизованном государстве парламент служит местом, где представители разных слоев общества договариваются о настоящем и будущем. В России Госдума давно служит официантом при администрации президента, которому позволено произносить только хрестоматийную фразу «чего изволите?»
Россия сегодняшнего дня представляет собой государство без прессы. В другой реальности современные российские журналисты могли бы объяснить рядовым гражданам суть политических событий и рассказать жителям Хабаровска о логике Махачкалы, а населению Владивостока о том, чем живут их соотечественники из Пскова. В действительности жители условного Магадана немного могут узнать из обычного выпуска новостей. В сюжетах отсутствует информация о происходящем в российских регионах, но достаточно материалов об Украине и торговли неврозами.
По словам Казарина, в большинстве своем российские журналисты покинули профессию, остались только пропагандисты. Современная российская журналистика не занимается ведением переговоров между интересами, регионами и укладами. Постепенно Россия превращается в страну, которая сама себя толком не знает.
Кроме того, современная Россия является государством без экономики. Вся экономика России так или иначе связана с эксплуатацией трубы. Все то, что гордо именуется российским технологическим производством, в реальности представляет собой сборку оборудования из закупленных за границей комплектующих с минимальной долей российской добавочной стоимости во всем процессе.
Учитывая специфику экономики, будущее страны полностью зависит от ценовых показателей сырьевых материалов на мировом рынке. Исключительно от стоимости фьючерсов зависит то, каким будет российский завтрашний день. Мировые цены на энергоносители определяют огромное количество важных для рядовых россиян показателей.
Торжество либеральной демократии после ухода Путина вряд ли наступит.
Следует также помнить, что в современной России полностью отсутствует коллективная этика. Церковь в стране постепенно превратилась в некое подобие государственного департамента. За редким исключением школа (средняя и высшая) стала больше напоминать фабрику по производству лояльности и дипломов.
Постепенно в российском государстве картинка будущего уступила место видению прошлого. Борьба ведется не за движение вперед, а исключительно за возвращение в идеализированный вчерашний день. Проблема заключается только в том, что идеальное прошлое, к достижению которого стремятся россияне в будущем, в принципе недостижимо, поскольку в реальности оно никогда не существовало.
Международно признанных государственных границ у теперешней России также нет. В условной линии, которая определяет границы «своего» и «чужого», аннексия Крымского полуострова пробила брешь. Конституция в государстве фактически изнасилована Конституционным судом. Казарин констатирует, что обсуждение будущего в определяющий момент в любом случае будет начинаться с вопроса о том, где страна начинается и где заканчивается.
Отсутствуют в нынешней России также суды, а право и справедливость давно идут порознь. В ситуации, где выполнять свои прямые обязанности государство не может, появляется мафия. Жизнь по понятиям оказывается единственной возможной в стране, где не работают правила. Постепенно главным содержанием матрицы культурной и бытийной становится репертуар радио «Шансон».
По убеждению Казарина, в вышеуказанной ситуации только неисправимые романтики могут ожидать, что уход действующего хозяина Кремля с президентской должности приведет к торжеству либеральной демократии через короткое время. Не самым подходящим плацдармом для строительства светлого будущего является институциональный коллапс и сформированная внутри страны криминальная матрица.
Журналист утверждает, что тот человек, который придет на смену действующему российскому президенту, сможет играть только теми картами, которые ему достанутся в наследство от нынешнего режима. Вне зависимости от того, каким будет сам игрок (дураком, мастером или шулером), его расклад никто не сможет назвать удачным.