Новые санкции США обрекают российскую экономику на страшные мучения, ну никак не свойственные для сверхдержавы. Так считают известный российский экономист Игорь Николаев и видный оппозиционер Михаил Ходорковский.
Свои посты на сайте радио «Эхо Москвы» они опубликовали сегодня с разницей в несколько минут. И разные в своем мировоззрении два выдающихся россиянина пришли к одному и тому же выводу: «Смотрите и завидуйте, как американская демократия пользуется амбициями наших идиотов вопреки их надеждам на идиотизм американских лидеров», как отметил Ходорковский.
Экономист Николаев вспоминает слово che-e-se, которое просят произносить фотографы, чтобы на ваших лицах была улыбка. В нынешней российской интерпретации английское слово «сыр» заменено на наше «санкци-и-и». Но получается неестественно.
Сегодня российские чиновники уже не долдонят, как 2014 году, о положительном влиянии западных санкций на экономику РФ, сегодня реакция другая – раздражение. Но отвечают, как и прежде – по принципу «око за око». На самом деле нужен другой ответ – реальное ускорение экономического развития России. Но этого, увы, не будет. Под санкциями «разорванная в клочья» (по выражению Барака Обамы) российская экономика еще может как-то сопротивляться и адаптироваться, «но вот развиваться темпами выше общемировых – не получится».
Главной проблемой для российской экономики стал не дефицит инвестиций и технологий, а невозможность провести ее реформирование, которое запланировано на период после выборов президента РФ в 2018 году, «причем такой экономический эффект не осознаётся даже теми, кто эти санкции против России вводит». Цена вынужденного отказа от экономических реформ будет исчисляться триллионами рублей ежегодно. Но эту проблему российские власти упорно не хотят признавать, повторяя вновь и вновь, что, мол, «не мы вводили санкции, не нам и отменять».
Николаеву вторит Ходорковский, который, анализируя бизнес-измерение новых американских санкций, говорит об уверенности Вашингтона в перспективах сланцевого газа и уже начавшемся формировании рынка под него в Европе, о закрытии для России вопроса освоения арктического шельфа – как минимум на десятилетия, об окончательной перемене мест России и Китая в сфере науки и технологий, а также о дополнительных «десятках последствий, которые еще предстоит оценить».
Под технологическими санкциями в XXI веке окажется 140-миллионная страна, претендующая на статус мировой державы. На самом деле ее ждет катастрофическое отставание, констатировал Михаил Ходорковский.