Особенности отношения российского президента к мусульманам описал Роберт Сервис. Он утверждает, что президент Путин ведет борьбу с силами ислама от Чечни и до Сирии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для американского издания Newsweek собственными наблюдениями о специфике отношения российского президента Путина к мусульманам поделился Роберт Сервис, британский историк, специалист по советской истории 1917-53 годов, профессор русской истории в Оксфордском университете и старший научный сотрудник Гуверовского института Стэнфордского университета. Широко распространенное мнение о том, что российская внутренняя и внешняя политика существуют независимо друг от друга, эксперт считает таким, которое не позволит разобраться в исламском мире России.
Один из важных моментов в этом плане заключается в том, что отношение российской власти к своим мусульманским гражданам тесно связано с тем, каким образом Москва относится к соседним мусульманским государствам бывшего СССР. Поэтому в ситуации, когда российский президент подтверждает свои добрые намерения в отношении проживающих в соседних странах мусульман, возникает вопрос о том, какими будут действия Москвы при проявлении недовольства на населенных мусульманами российских территориях.
Нередко озабоченность в этом контексте вызывает решительное наступление, которое российский президент приказал провести еще в 1999 году, в бытность премьер министром при Ельцине. Бывшие советские республики в Центральной Азии, современные независимые государства, имеют свои причины не доверять российским утверждениям о добрых намерениях. Россияне и их правители демонстрируют некое подобие постимперского синдрома, поразившего в свое время Британию и Францию. После Второй Мировой войны британцы и французы лишились или отказались от своих колоний в разных частях мира.
Политика Москвы может привести к трудностям.
Современная Москва все больше старается сделать так, чтобы на юге уже несуществующего СССР другие великие державы не получили влияние в бывших советских республиках. Очевидно, что поддержание российским президентом связей с этими государствами тесно связано с российскими военными операциями в ближневосточном регионе. Вовлеченность России в дела исламского мира определяется тремя факторами:
- мусульманский фактор внутри Российской Федерации;
- влияние мусульман на взаимодействие России с бывшими советскими республиками Центральной Азии;
- мусульманский фактор в рамках российских военных и политических интервенций на Ближнем Востоке.
По утверждению профессора, вышеуказанные факторы для правильного понимания следует рассматривать только в комплексе. В более отдаленной перспективе триединое взаимодействие может стать центральной осью событий. Российский президент, правительство и службы безопасности окажутся перед многочисленными вызовами, связанными с мусульманским фактором.
Для российского руководства в Москве иностранцы-мусульмане не имеют никакого значения и служат только средством для достижения какой-либо цели. По словам ученого, попытка президента Путина представить себя лучшим другом исламского мира является позой, довольно лицемерной по своей сути. У хозяина Кремля даже нет предпочтений относительно того типа ислама, среди представителей которого он находит мусульманских союзников и клиентов. Али Хаменеи из Ирана шиит, Башар Асад из Сирии алавит, Реджеп Тайип Эрдоган из Турции суннит.
Внешняя политика Москвы направлена в основном на сокращение американского воздействия в регионах Европы и Ближнего Востока, где когда-то обладал влиянием СССР. Задача Кремля состоит в восстановлении бывших русских позиций и влияния. При этом российский президент не обращает внимания на то, что он делает ставку на жесткие меры во внутренней и внешней политике. Российский лидер добивается, чтобы мир признал его страну великой державой, интересы которой требуют уважительного к себе отношения. Параллельно он подавляет политическое инакомыслие внутри России, вне зависимости от того, где оно возникает.
Подчеркивает профессор, что политика президента Путина изобилует рисками. Российские военные и политические деятели открыто вмешиваются в события в исламском мире, прикрываясь предлогом универсального принципа защиты суверенитета отдельных государств. Между тем, эта риторика прямо противоречит поведению россиян в Крыму и на Донбассе.
Мусульмане-союзники Путина из Турции, Ирана и Сирии хорошо понимают, что в большой геополитической шахматной игре хозяин Кремля считает их своими пешками. Сами они пытаются использовать российского президента в своих собственных национальных интересах. В Кремле понимают, что повторение событий в Афганистане невозможно, пока российские наземные силы находится на минимальном уровне.
Проблема заключается в том, что политика на Ближнем Востоке содержит в себе значительный элемент неожиданности, в отличие от игры в шахматы, установленные правила в ней отсутствуют. Даже те военные интервенции, которые приводят в результате к успешным наступлениям, могут вызвать в будущем катастрофические последствия.
Констатирует Роберт Сервис, что катастрофа для хозяина Кремля еще не произошла, но большим дар предвидения российского лидера назвать нельзя. В свое время Леонид Брежнев сделал ошибочный прогноз в отношении Афганистана, неверными оказались и расчеты Джорджа Буша-младшего о ситуации в Ираке. Российский президент любит производить такое впечатление, что может делать все, что хочет.
Несмотря на браваду, в реальности Россия не способна на протяжении длительного времени диктовать условия в отношении сирийской интервенции. В значительной степени трудности объясняются экономическими проблемами России, зависимостью экономики страны от ценовых показателей на рынке энергоносителей. Профессор полагает, что стремление Москвы к влиянию за пределами российских границ может оказаться химерическим.