Напряженность, связанная с программой развития вооружения Северной Кореи, ожидаемо возросла после запуска интерконтинентальных баллистических ракет. Эксперты рассматривают ситуацию и прогнозируют ее возможное развитие в будущем. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Профессор Джон Нильссон-Райт, старший научный сотрудник по изучению северо-восточной Азии в британском королевском институте международных отношений Chatham House, старший преподаватель японской политики и международных отношений в Восточной Азии в Кембриджском университете в своей публикации, рассмотрел современную ситуацию в КНДР. Он напомнил, что после запуска Северной Кореей в июле 2 интерконтинентальных баллистических ракет ООН ввела новые санкции, в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном начался новый виток дипломатической войны.
На открытые угрозы со стороны КНДР или удар по острову Гуам американский президент Трамп пообещал ответить «огнем и яростью». С аналогично агрессивными заявлениями выступает северокорейское руководство. В данном случае сложно сказать, насколько полезным инструментом может быть дипломатия и помогут ли дипломатические механизмы сгладить напряженность в регионе.
Глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон и другие высокопоставленные чиновники администрации Трампа подчеркивают важность применения дипломатии. Проведение переговоров одиозному северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну предлагал и хозяин Белого дома. Пока нет никаких признаков того, что Пхеньян открыт для диалога. Проведенные недавно в Европе неофициальные переговоры с представителями КНДР свидетельствуют о том, что Северная Корея по-прежнему сосредоточена на продолжении программы испытания ракет и ядерного вооружения.
На состоявшемся недавно в филиппинской Маниле региональном форуме АСЕАН с министром иностранных дел Северной Кореи Ли Ен Хо Рекс Тиллерсон не встречался. Более того, представители Пхеньяна отклонили предложение о переговорах с Сеулом, с инициативой выступила глава южнокорейского МИДа Кюнг-ва Канг.
Теоретически США могут предложить КНДР несколько вариантов в качестве стимула. Среди вариантов переговоры по мирному договору для завершения Корейской войны, предварительные шаги по дипломатическому признанию (к примеру, появление в Пхеньяне миссии по связям с США) или соглашение о сокращении обычных вооружений на территории Корейского полуострова. В любом случае все указанные варианты являются целями долгосрочными.
Ранее власти КНДР неоднократно нарушали дипломатические соглашения с США, чем полностью отбили у Вашингтона желание идти на какие-либо уступки. Сейчас в политических кругах США – среди республиканцев и демократов – превалирует глубокое недоверие к Пхеньяну. В Вашингтоне убеждены, что лучшим способом усмирения КНДР является давление по примеру усиления санкций ООН, касающихся экспорта полезных ископаемых и продуктов из Северной Кореи, и запрет на использование труда северокорейских граждан за рубежом.
Для чего КНДР нужен ядерный арсенал?
С момента прихода к власти в конце 2011 года среди приоритетов молодого северокорейского лидера особо выделялись 2 цели – обеспечение экономического процветания для граждан КНДР и военная модернизация. На протяжении нескольких десятилетий северокорейские лидеры особое внимание уделяют ядерному оружию. Амбиции Пхеньяна объясняются стремлением режима к политической и военной автономии. Перспективы автономии ставит под угрозу открытое противостояние с традиционными врагами Пхеньяна (Япония, США Южная Корея) и даже возражение основных партнеров – России и Китая.
Частично мотивацию КНДР можно объяснить вполне рациональной оценкой стратегических интересов государства. Опыт Ливии и Ирака служит для Северной Кореи напоминанием о том, что подтверждение наличия оружия массового уничтожения может быть единственной гарантией национального выживания. Несмотря на миролюбивую риторику Вашингтона, Пхеньян настаивает, что именно США являются главной угрозой для КНДР как сила, превосходящая Северную Корею и обладающая ядерным оружием.
В Южной Корее Вашингтон располагает контингентом в 28 тысяч военных. Утвержденная в США военная доктрина предусматривает возможность нанесения предупредительного ядерного удара. Для Ким Чен Ына ядерные и ракетные испытания служат также проявлением политики идентичности. Риторика о необходимости защиты от непримиримо враждебных США является обязательным элементом легитимности политического руководства династии Кимов.
Согласно северокорейской пропаганде, корейская война 1950-53 годов началась в результате прямой агрессии США. На современном этапе война используется пропагандистами для того, чтобы в глазах населения КНДР США выглядели противником, стремящимся уничтожить страну. Старшее поколение северокорейцев помнит, как американскими бомбардировками был уничтожен практически каждый городской центр в КНДР, остальных убеждают в этом ежедневными заявлениями политического руководства.
Настоящим пропагандистским подарком для Ким Чен Ына стали недавние воинственные публичные заявления Дональда Трампа. Используя слова Трампа, северокорейский лидер сможет в дальнейшем поддерживать собственное положение в качестве главнокомандующего и основного защитника маленькой закрытой от внешнего мира страны.