Изменение отношения к памятникам в разных странах мира прокомментировал Сергей Шелин. Возведение новых памятников и снос старых монументов он называет свидетельством вступления человечества в эпоху неототалитаризма. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации обозреватель Сергей Шелин пишет, что Россия обретает «заново перелопаченное прошлое». Чтобы население помнило о наступлении новых времен периодически в российских населенных пунктах возводятся монументы каким-то начальственным особам, которые украшали своей персоной российское прошлое. Появляются в России памятники Сталину, Ивану Грозному, князю Владимиру. Создание в Херсонесе «русской Мекки», судя по всему, предусматривает сооружение нескольких статуй большого размера.
Изготовляемые сейчас в стране памятники разным историческим особам похожи друг на друга настолько, что можно смело заменять один монумент другим. Шелин считает взаимозаменяемость монументов их достоинством, поскольку на самом деле все они объединены общим смыслом. Российская памятникомания является неким ответом украинскому «ленинопаду».
Украинская идентичность отказывается от Ленина и всего с ним связанного. Это значит, что россияне будут принимать обратные меры, в рамках развода с Украиной. Повсеместно возводящиеся в России памятники Ивану Грозному и Колчаку укрепляют тылы невозмутимо стоящих в стране монументов Ленину. Совокупность памятников позволяет более-менее точно описать идентичность, которую начальство считает подходящей для российской современности и будущего.
Такой подход можно назвать архаическим, но он соответствует мировому тренду. По утверждению обозревателя, вся планета сейчас меняет памятники. В разных странах возводятся одни монументы и сносятся другие. Речь в данном случае не только о событиях в США. В Африке сейчас сносят не только стоявшие долгие годы нетронутыми памятники колонизаторам.
Недавно интеллигенция Ганы потребовала убрать установленную около местного университета статую Махатмы Ганди, подаренную индийским президентом. Свои требования местная элита объясняет не только тем, что в свое время Ганди несколько раз неполиткорректно высказался о коренных африканцах. Главным моментом интеллектуальный авангард называет то, что от низкопоклонства перед иноземцами нужно отказаться и сосредоточиться на возведении монументов африканским героям и героиням.
По мнению Шелина, такая позиция интеллектуалов из Ганы не является проявлением расизма, скорее речь идет об утверждении идентичности. Как известно, идентичность не терпит возражений и не стремится понравиться посторонним. Не соглашается обозреватель с тем, что снос статуй известных южан вроде генерала Роберта Ли является ответом американских либералов на избрание Трампа. Журналист констатирует, что лавина в США начала движение несколько лет назад, сейчас общественное настроение только выходит на оперативное пространство.
Современные американцы пытаются повторно решить вопрос, решенный ранее. Мифология американской гражданской войны ранее менялась несколько раз и, казалось, давно пришла к общепринятому результату. Американцы пытаются переиграть давно завершившуюся гражданскую войну, чтобы силком передать идентичность потомкам конфедератов. Из этих людей и теперь состоит большинство на американском Юге.
Неототалитаризм не считает нужными дискуссии.
С равноправием и справедливостью это движение в США никак не связано. По сути своей оно является одним из проявлений идеологического наступления. В разных, но внутренне родственных формах наступление охватывает весь мир, включая Россию. Шелин утверждает, что по содержанию происходящее сильно напоминает наступление неототалитаризма.
Все чаще в разных странах единственно правильной признается одна точка зрения. Как правило, канонизированное мнение не отличается от других своей высокой правдивостью. Однако, в отличие от «альтернативных версий» единственно верная точка зрения обсуждению не подлежит. К примеру, неприемлемыми считаются статуи Роберта Ли, который воевал за сохранение рабства.
Дискуссия о дезавуировании отцов-основателей (Вашингтон и Джефферсон были рабовладельцами) отвергается, поскольку отцы-основатели были «правильными рабовладельцами», воевавшими за отделение от англичан. Остальные спорные моменты сторонники неототалитаризма предпочитают не замечать.
Тоталитарный подход к любой ситуации не приемлет того, чтобы кто-то старался ее понять. Приверженцы неототалитаризма считают, что рассуждать не нужно, следует только восхищаться тем, что правильно, и клеймить все неправильное, в соответствии с полученными указаниями. В любой момент указания могут измениться, тогда Джефферсон превратиться в «плохого рабовладельца» и будет упразднен, автором Декларации независимости назначат другого человека.
Ситуацию следует рассматривать не только с точки зрения открытия новых и сноса старых памятников. Все, происходящее на Западе, по невидимым путям перетекает в Россию и отражается на российской реальности. Лишь на первый взгляд, по мнению обозревателя, может показаться, что ситуация в России сильно отличается от событий на Западе. Чаще в России западные события повторяются, но вверх ногами и в несколько утрированном виде. В любом случае сейчас сложно сказать, насколько высоко может подняться всемирная неототалитарная война.