Возможные последствия напряженности в отношениях между Вашингтоном и Пхеньяном оценивают эксперты. Гипотетическую вторую корейскую войну обозреватель Робин Райт называет крайне кровавой. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Авторитетный американский обозреватель Робин Райт в своей публикации для издания The New Yorker пишет, что только раз за последние 50 лет США принимали участие в большой конвенциональной войне. В 1991 году коалиция во главе с США провела против оккупировавшей богатый нефтью Кувейт иракской армии операцию «Буря в пустыне». После шестинедельного конфликта обозначенная изначально цель была достигнута. Силы Саддама Хусейна из небольшого государство в Персидском заливе были изгнаны, в боях погибли меньше 150 американских граждан.
Другие войны (вьетнамская, афганская и иракская) были неконвенциональными. Хорошо подготовленной и оснащенной американской армии противостояли ополченцы, повстанцы, террористы и плохо обученные солдаты со слабой огневой мощью и без авиации. Каждый раз асимметричные конфликты ставили Вашингтон в тупик и затягивались на годы. В конфликтах гибли тысячами американские военные, во Вьетнаме количество жертв исчисляется десятками тысяч. После войн нередко приходилось сталкиваться с незапланированными их последствиями, еще более грязными и кровавыми. В целом ведение вооруженных конфликтов обходилось США в триллионы долларов.
По мнению обозревателя, война с Северной Кореей с высокой долей вероятности будет сочетать в себе конфликты обоих типов. Военные аналитики и служившие в Корее отставные генералы полагают, что предположительная война будет состоять из двух фаз. При этом первая фаза будет конвенциональной войной, в которой силам КНДР предстоит столкнуться с армиями США и Южной Кореи. Эксперты указывают на несколько вариантов начала войны, полномасштабный конфликт вполне может начаться без соответствующего желания сторон только как результат упреждающих мер:
- США могут нанести «сбивающий удар» перед стартом северокорейской ракеты или в первые несколько секунд и ее полета. Удар может быть кинетическим и кибератакой, хотя во втором случае неизвестно, есть ли в распоряжении американцев технологические возможности для атак. Однако хорошо известно, что в текущем году режим Ким Чен Ына провел 18 ракетных испытаний.
На этой неделе в Южной Корее сообщили о возможном испытании КНДР межконтинентальной баллистической ракеты в ближайшие дни. Если Вашингтон решит сорвать испытания (сейчас или в будущем) КНДР, вероятно, ответит на это переводом конфликта в открытую фазу. На следующем этапе, по мнению генералов и военных аналитиков, Пхеньян использует оружие, которое будет опасаться потерять в результате американских авиаударов;
- военную операцию может начать Северная Корея из-за опасения, что США захотят нанести удар вскоре, или из-за соответствующего рода сигналов. Подобными сигналами могут стать показательные события вроде выезда семей американских дипломатов из Южной Кореи или полномасштабное шаги вроде направления на Юг дополнительный авиации, военной техники, солдат или даже размещение ядерного оружия. Опасаясь полномасштабного вторжения, КНДР вполне может атаковать превентивно.
Последствия могут быть катастрофическими.
Из-за значительного риторического накала с обеих сторон в последний месяц напряженность между Вашингтоном и Пхеньяном значительно усилилась. Обоюдная агрессивная риторика подрывает дипломатические усилия. Южная Корея, Китай, Россия, Европа и Япония по-прежнему остаются приверженцами дипломатического пути урегулирования. Через рост напряженности перспектива достижения компромисса по вопросу о ядерном оружии Пхеньяна еще сильнее отдалилась.
Опасения внушают также стремительные темпы, которыми в КНДР разрабатывается оружие и средства доставки. Судя по всему, в данной ситуации Ким согласится только на приостановку программы и лишь в том случае, если Запад пообещает хорошо за это заплатить. С другой стороны, в Белом доме не готовы вести переговоры об этом и альтернативные варианты, которые считает приемлемым, президентская администрация не называет.
Отставной генерал Гэри Лак, бывший командующий силами США и ООН в Корее, полагает, что первая фаза предположительной войны займет не меньше месяца. Он объясняет, что неядерные вооруженные силы Северной Кореи со временем деградировали, но их по-прежнему много. Поэтому возможности КНДР в конвенциональной войне с прошлого раза не сильно изменились. Разница заключается в том, что сейчас в распоряжении Пхеньяна есть ядерная бомба.
Доклад «Военный баланс-2017», подготовленный аналитиками Международного института стратегических исследований, сообщает, что совокупная численность различных родов войск в КНДР составляет почти 1,2 миллиона человек, еще 600 тысяч человек в резерве и около 6 миллионов людей в резерве военизированных организаций. В Южной Корее силы почти наполовину уступают северокорейской армии, на территории страны базируются 28 тысяч американских солдат, в распоряжении Тихоокеанского командования США еще десятки тысяч солдат.
В конечном итоге, по мнению аналитиков, Северная Корея потерпит поражение и режим Ким Чен Ына, скорее всего, рухнет. Однако предположительная Вторая корейская война может оказаться крайне кровавой. Только в Сеуле могут погибнуть десятки тысяч человек и до миллиона во всей Южной Корее. Военный конфликт почти наверняка будет значить физическое опустошение Севера и Юга.
Отставные генералы констатируют, что за победу в этой войне придется заплатить очень высокую цену, поскольку кроме ядерного арсенала в распоряжении КНДР есть оружие химическое и биологическое. Несмотря на то, что сценарий первой фазы войны выглядит ужасным, второй этап может оказаться еще хуже.