На прошлой неделе довольно неожиданно Кремль согласился на размещение вооруженной миссии ООН на Донбассе. При этом в Москве деликатно умолчали о присутствии российских «миротворцев» в регионе на протяжении нескольких лет. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Российский президент Путин выступил с предложением о введении на Донбасс миротворческой миссии ООН. Как и следовало ожидать, в предложении Кремля содержится ряд неоднозначных моментов. Причину того, что Москва поддержала идею Украины, озвученную ранее, эксперт украинского института будущего Игорь Тышкевич объясняет стремлением России продемонстрировать прогресс. Директор секретариата Совета Безопасности ООН с 2009 по 2016 год Александр Мацука полагает, что россияне рассчитывали, что идея может пройти «на дурака».
Хозяин Кремля днями заявил, что не видит ничего плохого в предложении об отправке на Донбасс миротворческой миссии ООН. Он считает, что конфликтному региону такая инициатива пошла бы на пользу. Согласно замыслу российского руководства, «голубые каски» должны обеспечивать безопасность миссии ОБСЕ и находиться только на линии разграничения сторон. Также российский лидер уточнил, что введение миротворческого контингента нуждается в предварительном согласовании с лидерами террористических «народных республик» Донецка и Луганска.
Игорь Тышкевич полагает, что если России удастся протолкнуть вариант с описанием конфликта на Донбассе как внутриукраинского противостояния, то Москва будет настаивать на введении в регион российского контингента или на варианте «Россия с кем-то». Допускает эксперт даже российско-украинский вариант состава миротворческих подразделений. Результаты реализации подобной инициативы можно увидеть на примере Грузии, где в свое время был введен российско-грузинский миротворческий контингент.
Легким движением руки оккупанты превращаются в миротворцев.
Официально за спиной у военнослужащих 15 миротворческой бригады армии Российской Федерации выполнение миссий в нескольких странах. Российские миротворцы принимали участие в урегулировании конфликтов в Абхазии, Северной Осетии и Приднестровье. Миротворцы из Самары также отличились на учениях «Незыблемое братство», которые прошли в Армении.
Неофициальные данные позволяют более точно понять специфику миротворческой деятельности российских подразделений. Сообщество InformNapalm сообщает, что в послужном списке «миротворцев» как минимум несколько «командировок» на Донбасс. По фотографиям из соцсетей удалось доказать присутствие военнослужащих из 15-й бригады в конфликтном регионе Украины.
К примеру, на странице контрактника Евгения Иванова в 2014 году опубликована фотография. На фотоснимке видно, что военнослужащий находится в полевом лагере в Каменском районе России. На грузовике нанесена маркировка – буквы «МС», что означает «миротворческие силы». Дальше тот же грузовик на другом фотоснимке показан уже без опознавательных знаков.
Коллега Иванова Руслан Хайретдинов сначала вместе с сослуживцами фотографировался на границе. Затем он опубликовал в соцсети фото после получения украинских гривен. Вторая фотография сделана в Краснодоне на территории Луганской области.
Главарь группировки «ДНР» Александр Захарченко уже заявил, что никаких миротворцев в регион боевики пускать не намерены. Тем не менее лидер, донецких боевиков соглашается с введением на территорию войск Российской Федерации. Захарченко сомневается, что миротворцы ООН действительно смогут добиться прекращения конфликта.
Российский сценарий содержит в себе ряд опасных моментов.
Всего через два года после угроз в адрес миротворцев ООН Захарченко готов обсуждать формат миссии. По мнению ряда экспертов, Россия предлагает Украине так называемый кипрский вариант. Как известно, 43 года назад на острове Кипр места проживания этнических греков и турок разделили миротворцы, даже сейчас миссия работает в регионе и только на линии разграничения.
Бывший советник посольства Украины в Республике Австрия Геннадий Болдырев напоминает, что эта миссия не способствовала восстановлению суверенитета на территории Кипра. Это значит, что его вряд ли следует надеяться на вывод российского контингента, войск и наемников при реализации предложенного Москвой сценария. Аналогично инициатива Москвы не предусматривает восстановление контроля Киева над все украинской территорией.
Координатор группы «Информационное сопротивление» Юрий Карин, участвовавший в свое время в миротворческой миссии украинцев в Ираке, напоминает, что украинские воины отвечали за поддержание мира и стабильности в одной из 19 иракских провинций. Тогда каждая миссия имела отдельное предназначение – принуждение к миру через демонстрацию силы или разведение сторон по линии конфликта.
Главным отличием конфликта на Донбассе Карин называет то, что настоящая граница противостояния проходит не по линии разграничения сторон, а по украинско-российской границе. По большому счету миротворцам на Донбассе придется принуждать к миру Российскую Федерацию – большого милитаристского монстра с миллионной армией и стратегическим ядерным оружием. В Киеве предложение Москвы называют попыткой исказить саму идею и цель миротворческой операции.