Большую часть нефти и нефтепродуктов Северная Корея получает от Китая. Но в последнее время возросли поставки «черного золота» в КНДР и из России, причем эксперты Deutsche Welle небезосновательно предполагают, что реальные объемы поставок намного больше, чем говорит официальная статистика.
Как образно заявила постпред США в ООН Никки Хейли, нефть – это «эликсир молодости» для ракетно-ядерной программы КНДР. Именно поэтому новые международные санкции, принятые Советом Безопасности ООН 11 сентября, предусматривает снижение разрешенных объемов поставок нефти и нефтепродуктов в Северную Корею. В изначальном проекте резолюции Совбеза США предлагали вообще перекрыть краник, но потом решили ограничиться снижением поставок, опасаясь, что жесткий вариант заветируют Россия и Китай. В итоге КНДР дозволено импортировать около 2 млн. баррелей нефти в год, что, по разным оценкам, меньше нынешних объемов поставок на 10-50 процентов.
Сколько «эликсира молодости» поставляет в Северную Корею Россия? По словам президента РФ Путина, «практически ноль» – ежеквартально около 40 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, причем ни один из крупных игроков российского энергорынка в этом участия не принимает.
Однако, как сообщили росСМИ, в этом году объемы поставок российской нефти в Северную Корею выросли в 2 раза. В июне информированный перебежчик, сменивший Северную Корею на Южную, сообщил, что сейчас Россия поставляет Пхеньяну 200-300 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов в год. Артем Лукин, доцент кафедры международных отношений владивостокского Дальневосточного федерального университета назвал эти цифры «реалистичными».
Указанные объемы поставок вдвое больше называемых официально. Разница достигается за счет контрабанды. Самая распространенная схема – в контракте пунктом доставки указывается Сингапур или Китай, но в итоге «эликсир молодости» оказывается в Северной Корее. Контрабандистов вычисляют и против них вводят санкции. Но Россия формально не нарушает санкции ООН.
По мнению Лукина, российские контрабандисты могли бы в разы нарастить поставки нефти в Северную Корею, но у Пхеньяна попросту нет денег на это. А тут еще новые санкции ООН, которые серьезно сокращают возможности для северокорейского экспорта и, соответственно, валютные поступления. «Откуда Северной Корее взять деньги, чтобы купить бензин – в России или еще где-то?» – подытожил российский эксперт.
Для более полной картины стоит отметить, что стоимость фьючерса на нефть марки Brent составила $59,03 за баррель. В последний раз цена нефти этого сорта, согласно данным торгов, находилась на подобном уровне 13 июля 2015 года, - объяснили в брокерской компании NordFX
Автор: Александр Дынниченко