На современном этапе Норвегия является одним из самых богатых нефтью государств мира. Уже сейчас страна готовится к эпохе, когда запасы нефти иссякнут. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Как правило, нефтедобывающие страны предпочитают получать доходы от реализации энергоносителя и почти никак не заботятся об источниках дохода на период после исчерпания запасов. В отличие от многих других экспортеров нефти, правительство Норвегии уже сейчас формирует запасы для последующего использования и занимается поиском альтернативных источников дохода.
Глава суверенного фонда Норвегии Ингве Слингстад назвала достижение фондом суммы 1 триллион долларов важным рубежом. Именно такой по состоянию на 19 сентября текущего года была стоимость всех активов, принадлежащих NBIM (Norges Bank Investment Management) – фонда, в который норвежское государство ежегодно отчисляет часть получаемых от продажи нефти и газа доходов. Сами жители страны называют его просто нефтяным фондом.
В мире NBIM считается одним из крупнейших суверенных фондов. Следующим в рейтинге подобных структур является стабилизационный фонд Объединенных Арабских Эмиратов, в котором приблизительно на 15 процентов меньше средств. Фонд национального благосостояния России меньше норвежского нефтяного фонда примерно в 10 раз.
Триллион для потомков.
Накопленную в фонде сумму нельзя считать просто красивым число в бухгалтерии Банка Норвегии, структурным подразделением которого формально является NBIM. Главной и единственной целью фонда является обеспечение финансового благополучия будущих поколений за счет нынешних сверхдоходов. В норвежском правительстве прекрасно понимают, что поток нефтедолларов бесконечным быть не может.
На сайте NBIM в одном из первых предложений говорится, что нефть однажды закончится, но доходы фонда продолжат приносить пользу населению. С учетом численности населения страны в 5,3 миллиона человек в итоге на каждого норвежца приходится доля Фонда в размере 193 тысячи долларов. Такой объем средств в фонде удалось накопить примерно за 20 лет его существования. Еще в 90 годы норвежцы поняли, что «нефтяной рай» рано или поздно закончится.
Первые отчисления из бюджета в фонд поступили в 1996 году. С 1998 года начинается история прибыльности NBIM. С тех пор ежегодно фонд увеличивается приблизительно на 5,9 процента, с учетом инфляции и расходов на управление ежегодная прибыль составляет около 4 процентов. Статистика показывает, что для управления фондом были подобраны специалисты действительно высокого класса.
Во время последнего мирового финансового кризиса, стартовавшего в 2008 году, активы фонда существенно не уменьшились. В этот период, как известно, большинство нефтедобывающих стран, вынужденно воспользовались деньгами «будущих поколений» из суверенных фондов. В России и Казахстане, к примеру, активы фондов уменьшились в 3 раза, эксперты даже опасались полного исчерпания резервов.
Будущую прибыль обеспечивает обдуманное инвестирование.
На сегодняшний день норвежский фонд управляет огромными суммами, которые вложены более чем в 9000 акций, облигаций и объектов недвижимости. Инвестиционный портфель NBIM полностью покрыт, ознакомиться с его содержанием может любой желающий. Большую часть денег (65 процентов) управляющие вложили в акции по всему миру. В портфеле акций можно найти ценные бумаги ведущих фирм из новой интернет-экономики – Google, Amazon и других компаний. Представители фонда не скрывают, что феноменального роста суммы удалось достичь благодаря взлету фондовых рынков в последние два десятилетия.
Несмотря на наличие в распоряжении фонда больших денежных сумм, NBIM все подряд не скупает. Скорее наоборот – распорядители фонда придерживаются стратегии так называемых «этических инвестиций». Они вкладывают средства в те предприятия, которые отвечают выработанным в Осло критериям. Отбор осуществляется максимально прозрачно и открыто, список неподходящих для фонда предприятий также опубликован в сети.
Деньги самого крупного суверенного фонда в мире не могут достаться компаниям, которые производят или участвуют в производственной цепочке изготовления ядерного оружия. Среди таких компаний американские Lockheed Martin и Northrop Grumman, а также европейская Airbus Group. Невозможно инвестирование и в компании табачной промышленности – Philip Morris, British American Tobacco. Категорически отказываются распорядители фонда работать с фирмами, которые используют детский труд, среди них структуры американского торгового ритейлера Wal-Mart.
Под запретом для норвежцев также сотрудничество с компаниями, которые по информации NBIM, наносят серьезный ущерб экологии. Причина такого правила заключается в том, что фонд создается для использования будущими поколениями. Кроме того, отказывается фонд от работы с компаниями, виновными в коррупции, нарушении прав человека или других «фундаментальных этических норм».
В то же время никаких возражений у распорядителей фонда нет к агропромышленным компаниям, применяющим генную инженерию. Кроме того, при выборе инвестиционных проектов в NBIM не обращают внимание на политические моменты. Несмотря на международные санкции, по итогам 2016 года во владении фонда были акции 51 российской компании.