Опасаясь возможного выхода Каталонии из состава Испании, многие предприятия и банки решили покинуть регион. После смены прописки и переезда компании не будут платить налоги в каталонский бюджет, что является для руководства автономии проблемой. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
По информации испанской Коллегии регистраторов предприятий, в начале октября текущего года из Каталонии в другие регионы государства переехали штаб-квартиры 540 банков и фирм. Таким образом, предприниматели и банкиры поменяли юридический и налоговый адрес. Многие другие предприятия из Каталонии приняли аналогичное решение раньше или планируют осуществить переоформление в ближайшее время.
По мнению наблюдателей, массовый исход бизнеса из самой процветающей области Испании тесно связан проведенным 1 октября в автономии непризнанным референдумом о независимости. В дальнейшем 10 октября руководство региона анонсировало суверенитет, который тут же был на время заморожен.
В связи с указанными событиями в регионе возникла «политическая, экономическая и финансовая нестабильность», в подобной ситуации трудно однозначно сказать, что ожидает Каталонию в будущем. Президент торговой палаты Испании Хосе Луис Бонет предполагает, что последствия исхода бизнеса для населения Каталонии могут оказаться трагическими.
На выходе выстраивается очередь.
О своем переезде объявили крупные каталонские банки CaixaBank и Sabadell, от нестабильной ситуации они планируют спрятаться в Валенсии и Аликанте. Примеру крупных банков последовали менее значимые финансовые учреждения. Банк Criteria переехал на Балеарские острова, Arquia Banca сменил прописку и сейчас «живет» в Мадриде, Banco Mediolanum также переехал в Валенсию.
Решение о смене адреса приняли также в ведущих страховых компаниях Аха, Catalana Occidente и Divina Pastora, переезд планируют в энергетических гигантах Gas Natural и Ballenoil, пакуют чемоданы крупные строительные организации, среди которых Copasa, Colonial и Abertis. Штаб-квартиру сменил производитель популярного в Испании пива Mahou San Miguel, крупнейшее издательство Planeta, ряд клиник, туристических компаний и предприятий другого профиля.
Профессор экономики Мадридского университета Рамон Гомес Монкада рассказал, что за последние несколько дней из Каталонии ушли компании, которые платили в бюджет региона примерно 10 процентов поступающих налогов. По словам профессора, при заполнении документов о перерегистрации бизнеса в других регионах предприниматели ссылаются на необходимость «обеспечить юридические гарантии своей деятельности, защитить интересы клиентов, рабочих и служащих» на фоне сложившейся в Каталонии ситуации.
За такой формулировкой на самом деле скрывается опасение, что в случае выхода Каталонии из состава Испании и Евросоюза предприятия окажутся отгороженными от привычных для себя рынков высокими таможенными барьерами. Речь идет не только о рынке Испании и других европейских стран, но и о сотрудничестве с партнерами из государств, с которыми Брюссель заключил выгодные торговые соглашения.
Из-за барьеров товары каталонских производителей окажутся неконкурентоспособными, местные банки не смогут получать финансовую поддержку от Центробанка Евросоюза. Также из-за этих преград могут возникнуть проблемы с поставками из остальных испанских регионов промышленного сырья и сельхозпродуктов. Закупаемую продукцию каталонцы не только используют для себя, но и реализуют в другие государства.
Бегством бизнеса проблемы Каталонии не ограничатся.
Сотрудница мадридского Центра социологических исследований Габриэла Роспиде отмечает, что кроме бегства налогоплательщиков каталонское руководство может столкнуться с рядом других трудностей. Социолог рассказала о существовании «реальной угрозы» бойкота каталонских товаров испанскими потребителями.
На сегодняшний день в Испании реализуется около половины всего объема производимой в Каталонии продукции. В свое время жители остальных испанских регионов уже применяли подобный механизм. В 2007 году испанцы перестали покупать каталонское игристое вино, парфюмерию и лекарства. Тогда жителям Испании не понравились требования каталонской администрации, которая пыталась добиться уменьшения доли налоговых выплат региона в государственный бюджет.
Также социолог обратила внимание на риторику одной из региональных политических сил. Как известно, в среде каталонских сепаратистов довольно влиятельной является партия «Кандидатура народного единства». Политическая сила занимает леворадикальные позиции и после предположительного обретения регионом независимости намерена добиваться национализации каталонских предприятий. По понятным причинам такие перспективы беспокоят предпринимателей.
На данном этапе предприятия выводят из Каталонии только свои штаб-квартиры. Гомес Монкада утверждает, что в случае реального отделения региона владельцы предприятий заберут из территории Каталонии производство. С юридической точки зрения никаких проблем с этим не возникнет, поскольку формально предприятия каталонскими уже не являются.
По предварительным оценкам, регион может покинуть до четверти имеющихся предприятий. При этом около полумиллиона человек (каждый пятый каталонец) потеряют работу, ВВП области сократится приблизительно на 20 процентов. В дальнейшем из-за свертывания производственных процессов и потери рынков сбыта, по мнению профессора, безработица будет увеличиваться.