Наблюдая за ростом цен на топливо, российские чиновники начинают надеяться на возвращение нефтяного благоденствия. Сергей Шелин утверждает, что высокими цены на нефть могут быть только в очень опасном мире. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации обозреватель Сергей Шелин обращает внимание на то, что в официальных и полуофициальных российских СМИ в последнее время появилось множество «аналитических» материалов, посвященных мировому нефтерынку. Информационные сюжеты свидетельствуют о том, что в российских властных кругах опять появилась мечта о нефти стоимостью более 100 долларов за баррель, которая была нормой несколько лет назад.
Авторы новейшей «аналитики», в большинстве своем скрывающие имена, с уверенностью говорят о приближающемся упадке нефтедобыча в США, живо описывают депрессию инвесторов, якобы не желающих больше вкладывать деньги в эти безнадежные предприятия. Аналитический отдел компании Nord FX информирует, что в последнее время под воздействием разного рода факторов нефтяные котировки демонстрируют рост.
Подорожание барреля нефти до 58 долларов провластные эксперты часто называют свидетельством предстоящего возвращения эпохи высоких цен. Анализ прошлогодней ситуации показывает, что самой высокой стоимость нефти была в июне, причиной чего был спад сланцевой добычи в США. При стоимости нефти на уровне около 30 доллара за баррель значительная часть производств стала нерентабельной, тогда российские анонимные эксперты предрекали, что бедные американские инвесторы к такой ненадежной отрасли больше и близко не подойдут.
Во втором полугодии прошлого года сланцевая нефтедобыча в США вновь начала рост. Затем было подписано соглашение ОПЕК+ – с июня по декабрь прошлого года баррель нефть сорта Brent подорожал в 1,13 раза. Опыт показывает, что динамика американской сланцевой нефти влияет на ценовые показатели намного сильнее, чем все договоренности стран, живущих в основном за счет продажи нефти.
В текущем году действует ограничение нефти по договору ОПЕК+, в какой-то степени договоренности даже соблюдаются. При этом добыча в США постоянно увеличивалась до недавнего времени, когда стихийные бедствия заставили нефтедобывающие предприятия страны снизить активность. На фоне этого снижения российские «эксперты» начали предрекать возвращение высоких цен. За октябрь стоимость нефти поднялась ориентировочно на 10 процентов до уровня 58 долларов за баррель.
С помощью ограничения нефтедобычи старые продавцы энергоносителя, предположительно, остановили падение и якобы получили десятки миллиардов долларов дополнительной прибыли. Однако колебания нефтяных цен не позволяют сказать, что до нынешнего октября стоимость нефти увеличивалась. Скорее, речь идет о колебаниях около уровня, при котором сланцевая нефтедобыча остается рентабельной.
Рост цен возможен только на фоне грандиозных неприятностей.
Не исключено, что без заключения масштабного ограничительного договора цены могли снизиться на десяток-полтора долларов. В таких обстоятельствах американская добыча могла продолжить умеренное снижение, господство старых нефти торговцев на рынке осталось бы непоколебимым. Тогда стоимость нефти была бы ниже, но негативный эффект большой объем продажи позволил бы частично компенсировать.
Соглашение об ограничении объемов производства означало добровольное отступление традиционных продавцов с мировых рынков. Освободившееся место незамедлительно заняли производители нового образца. Год назад такое развитие событий обсуждали как теоретически возможную угрозу. Сейчас можно оценить, в какой степени угроза стала реальной.
На сегодняшний день США являются серьезным экспортером нефти. В текущем году самым крупным покупателем американских производителей стал Китай. Шелин напоминает, что только нефть является тем товаром российского производства, в приобретении которого Китай реально заинтересован. При сохранении текущих тенденций увеличения объемов поставок американских энергоносителей на китайский рынок нефти вскоре торговцам старого типа придется потесниться.
В целом к началу осени экспорт нефти из США увеличился до 2 миллионов баррелей в сутки, что меньше объема поставок россиян и саудовцев в 2,5 и 3,5 раза соответственно. Однако в рейтинге ведущих экспортеров сейчас американцы занимают 7 позицию – выше Венесуэлы и ниже Ирана. До недавнего времени события на рынке развивались неблагоприятно для стран-участниц ограничительного договора.
С одинаковой вероятностью рост стоимости нефти на 10 процентов и прекращение увеличения объема нефтедобычи в США может быть мимолетной радостью или началом новой эры богатства. Если причина заключается только в ураганах, то долго радоваться старые экспортеры вряд ли смогут. Вместе с тем, следует помнить, что в рыночную игру включились факторы, которые давно не оказывали влияние на ситуацию.
Сейчас существует угроза срыва ядерного соглашения Запада с Ираном, который является одним из крупнейших экспортеров нефти. Иракские шииты обмениваются «любезностями» с курдами вблизи киркукских нефтепромыслов. Значительно возросла и вероятность начала войны на Корейском полуострове. Совокупность указанных событий рождает на рынке тревогу, которая в свою очередь толкает цены вверх. Увеличение стоимости нефти подтверждает силу и устойчивость механизмов, работающих на стабильность. В перспективе эти механизмы могут привести к снижению цен мирового рынка.
Несмотря на мечты россиян и картеля ОПЕК, нефть до сих пор не поднялась даже до 60 долларов за баррель. Это значит, что серьезное и долгосрочное повышение стоимости нефти возможно лишь в том случае, если обстановка в мире станет не просто сложной, а действительно плохой. В непредсказуемой ситуации существует опасность для всех. Поэтому вряд ли следует мечтать о нефтяном ренессансе, поскольку в нормальных обстоятельствах он невозможен, а в ненормальной ситуации нефтедоллары лишь немногим людям принесут радость.