Российские делегаты заблокировали резолюцию, продлевающую на год действие мандата международных экспертов по расследованию химических атак в Сирии. Правозащитники называют такую позицию Кремля «шантажом». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Во вторник российская делегация в ООН решила заблокировать резолюцию, которая санкционирует продление на год действия так называемого совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия. Документ предусматривал продление на год полномочий группы, которая занимаются анализом информации о химических атаках в Сирии. Целью работы группы является определение ответственных за химические атаки, жертвами которых стали преимущественно мирные жители.
Группа, именуемая Совместным механизмом, была учреждена в 2015 году решением Совбеза ООН, поддержанным и Москвой. Днями Москва отказалась от продления мандата международных экспертов до того, как они представят результаты расследования химической атаки в городе Хан-Шейхун. Американские дипломаты назвали действия Москвы попыткой скрыть преступления союзного режима, правозащитники считают решение Кремля «шантажом».
Совместная группа экспертов, проанализировав имеющиеся данные, уличила сирийскую армию в подавляющем большинстве случаев применения химического оружия в стране. Против проекта резолюции, предложенной США, проголосовали Россия и Боливия, воздержались Китай и Казахстан. За продление мандата группы проголосовали 11 членов Совбеза ООН. Комментируя голосование россиян, представители США заявили, что Москва встала на сторону «диктаторов и террористов, использующих это оружие».
Российский посол в ООН Василий Небензя обвинил инициаторов резолюции в том, что они устроили «хорошо отрепетированное представление с целью унизить в Москву». В российском МИДе говорят, что Москва, в принципе, не против продления действия Совместного механизма, но прежде она хотела дождаться результатов расследования химической атаки в Хан-Шейхуне. В результате этой атаки, состоявшейся 4 апреля, погибли не менее 87 мирных жителей.
В правозащитной организации Human Rights Watch требование о представлении результатов расследования перед принятием решения о продлении действия Совместного механизма назвали шантажом со стороны Кремля. Представитель организации Луи Шарбоно заявил, что действия Кремля все больше напоминают довольно прямолинейную попытку защитить союзной режим Башара Асада от ответственности за совершение преступлений против человечности.
Россиянам не нравятся обвинения в адрес Асада.
По мнению правозащитника, россияне своим решением дали понять, что им не нравятся результаты работы группы экспертов. Расследование устанавливает ответственность сирийского правительства за атаки с применением химического оружия. Ранее были доказаны факты использования сирийской армией хлорина в нескольких случаях, кроме того подтверждена атака с применением горчичного газа, которую провели боевики ИГИЛ (запрещенная в ряде стран, включая Россию, террористическая организация).
Планируется, что в ближайшие дни появится официальный доклад экспертов с результатами расследования атаки в Хан-Шейхуне. По словам Шарбоно, улики, собранные правозащитниками, указывают на то, что в этом случае именно сирийская армия применяла нервно-паралитический газ зарин. Есть все основания полагать, что эксперты из Совместного механизма пришли к аналогичным выводам. С другой стороны, России явно не нравится, что международные следователи постоянно указывают пальцем на сирийские власти.
Поэтому Москва, судя по всему, хотела бы положить конец расследованию. Российский посол однако заявил, что Москва планирует в будущем вернуться к рассмотрению этого вопроса и правозащитники надеются, что именно так произойдет. Вместе с тем, несколько странным выглядит нежелание России докопаться до истины с учетом того, что она выступила одним из инициаторов создания режима контроля.
Примечательным моментом правозащитник называет то, что на расследование фактов применения химического оружия в Сирии Human Rights Watch потратили немало времени. В результате на свидетельства того, что российское правительство или военные поддерживали или имели какое-то отношение к использованию химического оружия сирийской армией, в ходе расследования правозащитники не натолкнулись.
Очевидным, тем не менее, является наличие разветвленной российской разведывательной сети в Сирии, поэтому в распоряжении россиян есть больше возможностей для расследования подобных эпизодов. Также с учетом наличия разведывательной сети и обнаруженных улик невозможно просто поверить в то, что россияне действительно считают боевиков ИГИЛ и другие террористические группы ответственными за все эпизоды применение химического оружия в Сирии.
В ходе расследования установлено, что исламисты использовали химическое оружие. Международные эксперты твердо установили один такой эпизод. Не исключено, что подобных случаев в действительности было намного больше. С мнением о том, что у сирийских военных не было причины проводить химические атаки, поскольку они и так побеждали оппозиционеров в ключевых сражениях, правозащитник не соглашается.
Объясняет Луи Шарбоно, что изучение эпизодов применения химического оружия в Алеппо в конце 2016 года, где зафиксировано около 20 случаев использования хлорина, позволило установить любопытный факт. Оказалось, что районы, где проводилась химическая атака, через короткое время атаковали сирийские правительственные войска. Правозащитник констатирует, что химические атаки были очевидной частью военной стратегии правительственных сил. В Алеппо применение газа было особенно эффективным, поскольку от хлорина в бункерах оппозиционеры спастись не могли.