После истечения срока, отведенного Барселоне на размышление, испанское правительство объявило о намерении задействовать 155 статью Конституции. На практике это значит временную приостановку действия каталонской автономии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В ультимативной форме официальный Мадрид потребовал от регионального каталонского правительства отказаться от идеи о получении независимости. По истечении срока ультиматума испанское правительство объявило о намерении задействовать механизм, предусмотренный 155 статьей Конституции. Несмотря на прогнозы некоторых экспертов, уровень напряженности в отношениях между Мадридом и Барселоной не снижается.
На ультиматумы, выдвинутые центральными властями, глава каталонской администрации Карлес Пучдемон не отреагировал. В соответствии с первым ультиматумом, каталонский премьер не позднее 16 октября должен был аннулировать окончательно декларацию о провозглашении независимости региона. Второй ультиматум, срок которого истек 19 октября, требовал от Барселоны вернуться в правовое поле и отказаться от стремления к независимости.
Вечером в четверг 26 декабря Пучдемон исключил вероятность проведения досрочных выборов в Каталонии. Формирование новых местных органов власти могло бы способствовать разрешению конфликта. Теперь, в соответствии с 155 статьей испанской Конституции, испанское руководство намерено лишить Каталонию статуса автономии и распустить региональное правительство.
В 155 статье испанской Конституции «О территориальной целостности государства» рассматривается случай, в котором один из 17 автономных регионов «не выполняет свои конституционные обязательства и наносит ущерб государственным интересам». Статья предусматривает, что испанское правительство может принять «необходимые меры» для восстановления статус-кво, если Сенат абсолютным большинством голосов сочтет, что интересы государства действительно были нарушены.
Положения этой статьи хорошо известны немецким экспертам. Дело в том, что примером для этой статьи (и многих других положений испанской Конституции) послужил Основной закон ФРГ. В данном случае речь идет о 37 статье германской Конституции под названием «Принуждение земли к выполнению федеральных обязанностей».
Статья 155 не содержит перечень допустимых «необходимых мер».
Примечательно, что в тексте 155 статьи не указывается, какие именно меры считаются необходимыми. По утверждению испанских политологов, положение Конституции позволяет правительству страны распустить региональную администрацию и ввести прямое управление автономным регионом из центра.
Из-за наличия возможности широкого толкования нередко эту статью испанской Конституции называют «атомной бомбой». После принятия в 1978 году Основного закона страны эта статья ни разу испанским правительством не применялась. В настоящее время официальный Мадрид настаивает на соблюдении испанской Конституции, что является прямой обязанностью правительства в соответствии с законом и присягой.
При этом руководство страны применяет именно тот инструмент, задействование которого в подобных случаях предусмотрено Конституцией. Очевидно, что применение механизма в первый раз требует от испанского правительства максимальной осторожности, поскольку неверные решения могут привести к росту недовольства в обществе.
В Испании Каталония является одним из наиболее экономически развитых регионов, вторым после центрального региона со столицей в Мадриде по доходам на душу населения. Каталонские компании довольно тесно связаны с предприятиями из других испанских регионов. Для экономики страны провозглашение Каталонией независимости будет иметь катастрофические последствия.
Также следует учитывать, что тесно связан регион с Испанией не только экономически и политически. Около половины жителей региона не считают каталонский язык родным для себя. Кроме того, в Мадриде опасаются, что вслед за провозглашением независимости Каталонией об аналогичных намерениях заявят в Валенсии, Галисии, Стране Басков, не исключено появление сепаратистских настроений в других регионах Испании.
Между тем, как и некоторые другие регионы Испании, Каталония сохранила свой собственный язык и культуру. Поэтому писатель Вальтер Бернекер в свое время написал, что испанцы не являются настоящие нацией. Многие каталонцы, а также жители Галисии и Страны Басков, называют себя отдельной нацией. Однако в 1978 году 60 процентов каталонцев проголосовали за испанскую Конституцию, закрепляющую единство нации, «против» тогда проголосовали менее 10 процентов.
Все более громкими призывы к независимости Каталонии становятся с 1990-х годов. Одной из причин этого явления эксперты называют то, что целое поколение было воспитано в духе национально-патриотического самосознания, который культивируется в каталонских школах и университетах. Мадрид, как оказалось, не в состоянии реагировать на выдвигаемые сторонниками независимости региона политические требования.
Состоявшийся 1 октября незаконный референдум придал дополнительный импульс каталонским сепаратистам. Довольно жестким способом центральные власти и национальная полиция попытались помешать проведению плебисцита. Правозащитники из организации Human Rights Watch сообщают об единичных зарегистрированных случаях насилия со стороны Национальной гвардии, которые сепаратисты назвали репрессиями со стороны испанского государства.