Предложение Ксении Собчак о проведении в Крыму повторного референдума прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что для российских оппозиционеров полуправда об аннексированном полуострове стала удобным политическим инструментом. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Журналист и политический обозреватель Павел Казарин в своей публикации пишет, что предложение потенциального кандидата в президенты России Ксении Собчак о проведении в Крыму повторного референдума нельзя назвать оригинальным. Ранее аналогичное решение крымской проблемы предлагали многие представители российских либеральных политических кругов, что можно легко понять.
Для российских оппозиционеров аннексированный Крым стал своеобразным аналогом пресловутого игольного ушка. Политиков-оппозиционеров, признающих законность «присоединения» Крыма, записывают в ряды оккупантов. Признание Крыма украинским для оппозиционных политиков значит лишение себя шансов на поддержку медианных российских избирателей.
Неудобную правду российские оппозиционеры в силу понятных причин говорить не хотят, поэтому предпочитают озвучивать удобную полуправду. Привлекательности идее о проведении повторного референдума добавляет то, что теоретически аналогичную риторику может использовать Кремль. На самом деле, по словам Казарина, с первого дня аннексии Крымский полуостров стал территорией концентрированной пропаганды.
В Крыму распространяется на порядок больше вранья об украинской реальности, чем в условном Саратове или Пензе. На примерах политзаключенных каждый житель Крыма мог убедиться в том, что публичная поддержка украинского статуса полуострова ни к чему хорошему не приводит. Вряд ли кто-то из крымчан может быть уверен в том, что его голос в поддержку Киева на предположительном «новым референдуме» через несколько лет не обернется уголовным делом.
Битва за «русский мир» проиграна.
В целом, по утверждению журналиста, риторика о «новом референдуме» является частью истории про родоплеменное – наличие в Крыму людей, считающих себя «нашими», для россиян является поводом для совершения преступления. Московские политики могут воспринимать подобный подход как способ защиты русских за пределами России, хотя на самом деле все наоборот.
Подобная риторика является недвусмысленным сигналом для правительств соседних стран. Они понимают, что их территориальная целостность в любой момент может быть оспорена до тех пор, пока часть граждан можно окрестить «русскими». Поэтому соседние с Россией страны максимум усилий прилагают для ассимиляции тех, кого Москва теоретически может назвать «соотечественниками». В этом контексте потенциальными бомбами под суверенитетом соседних стран могут быть русскоязычные школы и компромиссные учебники истории. Поскольку русскоязычные граждане могут быть использованы как повод для вторжения с последующей легализацией украденного.
Поэтому для многих соседних стран внутренняя монолитность выглядит как единственный эффективный способ защиты от российского вторжения. Речь идет о монолитности, которая рождается из языкового однообразия и включает в себя единый суверенный взгляд на историю страны. Повинуясь монолитности, граждане Украины называют себя украинцами, жители Казахстана считают себя казахами, а белорусы – белорусами. Соответственно, россиян в каждом из указанных государств должны называть иностранцами, не испытывая при этом никаких симпатий к российскому триколору.
В противном случае в один день на территории отдельных регионов любой из соседних с Россией стран могут появиться российские флаги. В такой ситуации Кремль и российские либералы в один голос начнут твердить о том, что новый статус нуждается в закреплении, если поезда под откос никто не пускает. Учитывая предпосылки и специфику внешней политики Москвы, вполне ожидаемым выглядит сокращение ареала русского языка.
В стремлении минимизировать потенциальную опасность, жители соседних стран будут читать Пушкина в переводе и на уроках иностранной литературы. В рамках закрепления монолитности каждая из соседних стран ощетинится своей версией Второй мировой, в которой не будет места для «духовных скреп». Казарин констатирует, что свою борьбу за пресловутый «русский мир» россияне, судя по всему, проиграли.
Кремль готовится к будущим компромиссам – Палий.
Украинский политолог Александр Палий считает, что российское руководство может пойти на проведение повторного референдума лишь при полной уверенности в получении на выходе нужного результата. Он обращает внимание на то, что Ксения Собчак является кремлевским кандидатом, в противном случае телеведущей не дали бы эфиры на федеральных каналах. Эксперт допускает, что Собчак действительно считает Крым незаконно захваченным, но в российском информационном пространстве подобная мысль настолько громко прозвучала впервые.
По мнению политолога, не исключено, что Кремль с помощью подобной риторики из уст возможного кандидата в президенты готовиться к некоторым компромиссом в будущем. Палий предполагает, что при определенных условиях Кремль может согласиться на проведение в Крыму повторного референдума, но вряд ли это способно изменить ситуацию. Эксперт напоминает, что изменение границ Украины возможно только по результатам общенационального голосования.