Обозреватели ведущих мировых СМИ часто рассматривают в своих публикациях специфику современных отношений между Россией и Китаем. Эксперты констатируют, что Москва и Пекин ведут скрытое соперничество в экономике и политике. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Роберт Каплан в своей публикации для американского издания The New York Times пишет, что инициатива Пекина «Один пояс, один путь» представляет собой план экономической экспансии, повторяющий торговые пути средневековых династий Тан и Юань через Евразию. Инициатива выглядит чрезмерно амбициозной, поскольку в ее основе лежит честолюбие. Однако в план Китая органично вписано будущее Евразии.
С помощью создания нового Шелкового пути китайские лидеры надеются достичь нескольких целей в процессе превращения своей страны в полноценную сверхдержаву. Инициатива выглядит как операция по разработке имиджа для многочисленных дорог, мостов, трубопроводов и железных дорог, которые ранее построены Пекином и связывают Китай с бывшими советскими республиками в Центральной Азии. Некоторые из стран региона богаты энергетическими ресурсами. В отдаленной перспективе амбициозная инициатива Пекина направлена на развитие и окружение мусульманского региона Китая, который граничит с Центральной Азией.
Россия как элемент амбициозного плана Пекина.
На западном направлении Китай планирует создать Альянс с Ираном. Благодаря своему внушительному размеру, расположению, численности населения и давней имперской традиции Иран в планах Китая играет роль ключевой точки Ближнего Востока и Центральной Азии. Более масштабной целью китайского руководства является господство в Евразии, для чего нужно среди прочего низвести Россию до ранга второразрядной державы.
Россия и Китай имеют общую границу протяженностью около 4 тысяч километров, которая представляет собой бесконечную полосу березовых лесов, разделяющую российский Дальний Восток от китайской Маньчжурии. Точные очертания границы были окончательно закреплены только в прошлом десятилетии. Двухсторонний конфликт в середине прошлого столетия заставил Вашингтон и тогдашнего президента США Ричарда Никсона внести изменения во внешнюю политику.
На Дальнем Востоке российское государство демонстрирует уникальную слабость. По некоторым оценкам, население этнических русских составляет в этом регионе только 6 миллионов человек. На север малонаселенного региона, богатого природным газом, древесиной, алмазами и золотом, неуклонно продвигаются китайские мигранты. В получении российских природных ресурсов Китай заинтересован.
В Центральной Азии Китай успешно обошел Россию. За минувшие 10 лет китайская Национальная нефтегазовая корпорация стала в регионе ведущей энергетической компанией. Казахскую нефть Китай поставляет в Европу по собственному трубопроводу и обеспечивает западную часть своей территории газом из Туркменистана. Кроме того, благодаря китайским инвестициям, в Центральной Азии ведется строительство энергетических систем и транспортной инфраструктуры, что меняет ландшафт региона и создает основу для реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Конечной целью усилий Пекина является успешное освоение Ирана. Расположенное на противоположной стороне Центральной Азии от Китая государство имеет население около 80 миллионов человек, а также богатые месторождения нефти и газа. Для Пекина указанные аргументы служат мощным стимулом, заставляющим китайское руководство строить железные дороги через территорию Ирана и заключать с Тегераном энергетические сделки.
Китайские государственные компании разрабатывают иранские месторождения, Пекин отправляет в государство армии предпринимателей. Российский проект Евразийский экономический союз, включающий в себя Беларусь, Армению, Казахстан и Киргизию, сформирован в 2014 году в качестве некоего противовеса растущему влиянию Китая на территории Евразии.
В борьбе с Китаем Россия терпит поражение не только на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, но и в Европе. Пока Кремль занимался расшатыванием независимости бывших советских республик в бассейнах Балтийского и Черного морей с помощью подрывных операции и военных вторжений, Пекин реализовал стратегию укрепления торговых связей с европейскими государствами.
Соответствуют интересам китайского руководства недавние важные изменения в геополитической обстановке. В числе благоприятных факторов негативное отношение администрации Трампа к принципам свободной торговли и очевидная ее амбивалентность в вопросе защиты европейских союзников. В результате Китай получил новые возможности в Европе, которыми Пекин воспользуется для расширения западных границ инициативы «Один пояс, один путь». Успехи китайского руководства в данном направлении ослабят не только влияние США в Европе, но и авторитет России.
Свои отношения Пекин и Москва определяют как «всеобъемлющее стратегическое партнерство», в рамках которого страны проводят совместные военные учения и в Китай поступает российская нефть. Согласно официальной версии, отношения двух стран редко бывали лучше. Однако в действительности существует заметный торговый перевес в сторону Китая, после падения стоимости нефти Пекин сумел сократить зависимость от России. На данном этапе Россия еще продает оружие Индии и Вьетнаму, соперникам Китая, но китайские специалисты российские оружейные разработки уже скопировали.