Чем «Райское досье» отличается от «Панамского»? В этом разбирались эксперты Deutsche Welle.
Новостью номер один для масс-медиа всего мира в последние сутки стала публикация «Райского досье» – разоблачительных материалов о частных лицах и компаниях, имеющих счета в офшорах Карибского бассейна. Полтора года назад мир взбудоражило «Панамское досье» – крупнейшей утечки информации об офшорах, попавшей в руки журналистов. Между двумя порциями компромата есть много сходного, но присутствуют и отличия.
Объем.
«Райское досье» почти вдвое меньше по объему, чем «Панамское» – 1,4 терабайта против 2,6. Зато по количеству первое полнее – 13,4 млн. документов против 11,5 млн. во втором.
Размах.
Если «Панамское досье» было основано на архивах одной фирмы – Mossack Fonseca, то нынешнее разоблачение опирается на целый ряд источников (21 источник в 19 офшорных юрисдикциях, по данным Süddeutsche Zeitung). Главная база «Райского досье» – архивы адвокатской конторы Appleby и компании по доверительному управлению Asiaciti Trust (которые раньше было одной фирмой).
Имидж источника.
Панамская компания Mossack Fonseca не заморачивалась скрупулезной проверкой своих потенциальных клиентов (ее так и называли – «паршивая овца» в рядах офшорной отрасли). А Appleby входит в так называемое «магическое кольцо офшоров» – небольшую группу самых респектабельных адвокатских компаний, регистрирующих клиентов в налоговых оазисах. Вот и отреагировали на разоблачения источники по-разному: Mossack Fonseca отмолчалась, Appleby активно защищается – мол, никаких нарушений законов допущено не было.
Резонанс.
Резонанс после публикации «Панамского досье» был значительным. Так, на Мальте прошли досрочные парламентские выборы. В Исландии вынужден был уйти в отставку премьер и несколько видных политиков, а президент страны пообещал больше не баллотироваться на этот пост. Покинул пост главы правительства и премьер Пакистана. Нидерланды и Андорра, где существовал режим льготного налогообложения и была возможность минимизировать налоги, решили отказаться от этой практики. Ушли со своих пост и руководители нескольких крупных компаний (например, глава банка ABN Amro).
Будет ли столь же сильным резонанс после обнародования «Райского досье»? Эксперты сомневаются, потому что с первого взгляда данные из него не выглядят противозаконными.
Мораль против закона.
Приведенные в «Райском досье» факты и практики хорошо известны и законны. Так в чем суть претензий? Ответ на этот вопрос дала журналистка швейцарского журнала Beobachter Зильке Грунвальд, разоблачившая в свое время схемы отмывания денег из России в Альпийской республике так называемая «русская прачечная»): «Легальны, но несправедливы». То есть по закону придраться к офшорам невозможно, но систему менять надо, а для этого требуются политические изменения.
Автор: Александр Дынниченко