Газонефтяные проекты «Роснефти» в Иракском Курдистане терпят крах, констатирует ПРАЙМ.
Российская госкорпорация заключила соглашение с иракскими курдами на покупку до 70 процентов экспортируемой из региона нефти в 2017-2019 гг. Кроме того, российская компания обязалась инвестировать в инфраструктуру региона для увеличения экспорта нефти до 1 млн. тонн в год. Предполагаемые объемы инвестиций «Роснефти» в нефтяной проект в Иракском Курдистане – 3 млрд. долларов. Россияне также намеревались начать там добычу газа, который по построенному ими трубопроводу должен поступать в Южную Европу (через трансатлантический газопровод TANAP). Планировалось, что объем экспорта голубого топлива может составить 30 млрд. кубометров в год. Инвестиции «Роснефти» в этот газовый проект оценивались в 1 млрд. долларов.
Россияне уже успели авансом заплатить курдским властям в счет будущих поставок нефти миллиард долларов, которые те использовали для погашения задолженности перед Dana Gas из ОАЭ.
Но ситуация вышла из-под контроля, причем по различным направлениям. Так, полномочия правительства Масуда Барзани, которое подписало соглашение с «Роснефтью», приостановлены. Но самый сильный удар по российской корпорации нанес Багдад. Центральные власти Ирака еще в момент подписания соглашений резко выступали против: «Любой контракт, заключенный не с федеральным правительством и министерством нефти, является незаконным», – заявил официальный представитель миннефти Ирака Асем Джихад. Позиция Багдада непреклонна: вся иракская нефть должна экспортироваться исключительно через государственную компанию SOMO.
В настоящее время иракская армия ведет широкомасштабное наступление на Иракский Курдистан из-за желания того образовать независимое государство. Руководитель комитета по финансам и экономики парламента Иракского Курдистана Иззат Сабер сообщил, что три из пяти блоков, на разработку которых курды выдали лицензию «Роснефти», уже находятся под контролем иракской армии.
Теперь российской компании, чтобы не потерять вложенные в Иракский Курдистан миллиарды, нужно договариваться с Багдадом. Но захотят ли центральные власти вести переговоры, если «Роснефть» заключила соглашение с курдами вопреки их позиции, которая неоднократно доводилась до сведения Москвы?
Автор: Александр Дынниченко