После событий марта 2014 года в жизни крымчан изменилось многое. Результаты предположительного повторного референдума, проведенного сейчас, не выглядят однозначными. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Райнхард Фезер в своей публикации для германского издания Frankfurter Allgemeine Zeitung напоминает, что через три с половиной года после аннексии Крыма вопрос о том, проголосовали ли бы жители Крыма еще раз за «присоединение» к России нельзя задавать просто так. Дело в том, что ответ на этот вопрос может оказаться уголовно наказуемым – люди, высказывания которых ставят под сомнение единство России, рискуют оказаться за решеткой на срок до пяти лет. Слова о принадлежности Крыма Украине Москва рассматривает как сомнения в единстве страны.
Люди, желающие узнать о теперешних настроениях в Крыму, должны очень внимательно формулировать вопросы, чтобы получить четкие ответы и не поставить собеседника в трудное положение. Вопросы, затрагивающие аргументы Москвы и утверждение о законности «присоединения» Крыма к России, являются потенциально опасными. Именно поэтому в опросе общественного мнения, который весной текущего года провел берлинский Центр изучения Восточной Европы и международных исследований, совместно с партнерами из Крыма, вопрос о выборе из двух вариантов при предположительном повторе референдума жителям полуострова не задавали.
Вместо этого у крымчан спрашивали, будут ли они голосовать так же, как голосовали в марте 2014 года. В результате 79 процентов из опрошенных 2 тысяч крымчан ответили на вопрос утвердительно. Полученный результат свидетельствует об однозначном большинстве в пользу «присоединения» к России. Вместе с тем, 79 процентов это намного меньше, чем 96,8 процента проголосовавших за смену территориальной принадлежности Крыма в 2014 году по официальным данным.
Ответы крымских татар показывают, насколько проблематичным в нынешних условиях является ответ даже на этот нейтрально сформулированный вопрос. После аннексии на представителей этого народа оказывается большое давление со стороны новых руководителей региона. Подтверждением является также опубликованный недавно доклад ООН о ситуации с правами человека в Крыму. В опросе немецких исследователей почти половина из крымских татар предпочла воздержаться от ответа на этот вопрос или откровенно заявила о нежелании отвечать.
Уровень предполагаемой поддержки «присоединения» Крыма к России тесно связан с ответами респондентов на другие вопросы. Те же 80 процентов опрошенных указывают на то, что на территории полуострова мирно проживают различные этносы, а решение российских властей о запрете работы Меджлиса (политическое представительство крымских татар, признанное «экстремистской организацией») было правильным.
Крымчане пытаются дистанцироваться от политических реалий.
На оба вопроса дали отрицательный ответ 20 процентов респондентов, приблизительно такое же количество участников исследования однозначно называют себя татарами и украинцами. Одной только самоидентификацией респонденты причисляют себя к противникам российской оккупации. Около 73 процентов крымских татар в опросе заявили, что запрет работы Меджлиса является неверным решением.
По сравнению с периодом до «присоединения» доля крымских татар в населении полуострова осталась довольно стабильной, около 12 процентов. Количество жителей Крыма, считающих себя украинцами, ощутимо сократилось – в переписи населения за 2001 год украинцами себя назвали 24 процента крымчан, при первой переписи российской власти таких оказалось 15 процентов. В опросе Zois только 7,5 процента участников исследования назвали себя украинцами.
Директор Zois Гвендолин Зассе объясняет обнаруженную динамику сочетаним нескольких факторов. Речь идет о выезде этнических украинцев на материковую территорию страны, приездом в Крым беженцев из Донбасса и переориентация из-за неоднозначного политического климата. Показательно, что доля крымчан, считающих себя русскими, возросла с 60 процентов в 2001 году до 68 процентов. Это значит, что 8 процентов жителей Крыма одновременно считают себя русскими и украинцами, формируя категорию, которой в прежних переписях населения не было.
Из ответов на вопрос о том, насколько сильным является в Крыму чувство принадлежности к России, можно сделать только косвенные выводы. Оказалось, что менее 6 процентов опрошенных считают Россию своим домом, для 27 процентов респондентов домом является Крым. Еще для 63 процентов участников исследования полуостров является «местом проживания», Украину своим домом считает только 1 процент опрошенных. В докладе говорится, что идея идентификации за пределами места жительства вводит в заблуждение.
Рост региональной идентичности, существовавшей в Крыму с давних пор, подтверждается ответами респондентов также на другие вопросы. Около 40 процентов опрошенных сообщили, что их идентичность как жителей Крыма, в результате событий прошедших лет еще больше укрепилась. На основании своих данных Гвендолин Зассе предполагает, что с помощью концентрации на региональной идентичности население Крыма пытается убежать от политических реалий.
Представители всех народностей продемонстрировали удивительное единство при ответе на вопрос о причинах, почему Украина потеряла Крым. Почти треть крымских татар и представителей других народностей главной причиной называют многолетнее пренебрежительное отношение к полуострову украинского правительства. Этот результат совпадает с данными отчета совета по правам человека при российском президенте, который, видимо по недосмотру, опубликован в мае 2014 года.
Ошибочной публикация отчета, судя по всему, была, поскольку в документе содержится также информация об участии крымчан в референдуме. В отчете говорится, что «по мнению практически всех опрошенных экспертов и граждан», в референдуме участие приняли от 30 до 50 процентов местного населения. В официальных данных фигурирует цифра 83 процента. Кроме того, учитывая данные отчета, за «присоединение» проголосовали от 50 до 60 процентов жителей Крыма.