Специфику теперешних отношений между Москвой и Вашингтоном прокомментировал Джон Маклафлин. Он утверждает, что глупо верить словам российского президента, в прошлом прошедшего школу КГБ. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Бывший глава ЦРУ Джон Маклафлин в своей публикации для американского издания Politico пишет, что КГБ всегда выигрывает борьбу с искусством заключать сделки. Именно этот вывод Маклафлин сделал из странного эпизода, произошедшего на минувшей неделе. Американский президент, судя по всему, поверил словам российского лидера Путина о невмешательстве Москвы в президентские выборы в США прошлого года. После встречи двух президентов во Вьетнаме поначалу возникло впечатление, что к заверениям Путина Трамп прислушался.
Затем американский президент объяснил, что он по-прежнему доверяет оценкам и выводам спецслужб и разведывательных агентств США о вмешательстве России в выборы, но верит словам российского коллеги о непричастности Кремля. Трамп раскритиковал людей, руководивших спецслужбами США в годы президентства Обамы, включая бывшего директора национальной разведки Джеймса Клэппера, экс-главу ЦРУ Джона Бреннана и Джеймса Коми, в прошлом возглавлявшего ФБР. Указанных людей действующий американский президент назвал «политическими интригами». Из произошедшего, по мнению Маклафлина, можно сделать несколько выводов:
- нынешний президент, видимо, действительно верит в то, что сказал сначала. Проведенный разведывательным сообществом под руководством «интриганов» анализ Трамп считает «мистификацией». Он логично сомневается в обоснованности выводов разведчиков и считает заявления Путина искренними. Не исключено, что рано или поздно Трамп вернется к своей первоначальной позиции, как это произошло со скандалом вокруг произошедшего в Шарлотсвилле;
- президент Трамп или невероятно наивен и плохо информирован, или же Путина можно назвать блестяще подготовленным оперативником, прошедшим школу КГБ. Вполне возможно, что имеют место 2 обстоятельства одновременно. Умение вводить в заблуждение является частью мастерства разведывательных служб, однако в российской разведке и теперешней политике этот подход практикуется лучше, чем где бы то ни было.
Для российских руководителей не являются помехой даже те факты, которые находятся перед глазами слушателя. В марте 2014 года с совершенно невозмутимым лицом хозяин Кремля отрицал присутствие российских войск на территории Крыма, хотя это утверждение явно не соответствовало действительности. Перед аннексией Крыма президент Путин заявлял, что у России нет таких планов. Через месяц после событий в Крыму он признал присутствие российских войск на территории полуострова.
Вероятно, эту схему российский лидер пытается повторить в ситуации с американскими выборами. Президент Трамп, видимо, не понимает, что вполне нормально говорить русским, что американцы знают о лжи. По утверждению Маклафлина, русские уважают собеседника если чувствуют, что он знает, о чем говорит. Бывший глава ЦРУ отмечают, что ему приходилось лично передавать в Москве жесткие заявления от имени американского правительства. Тогда Маклафлин знал, что ведомости правдивые, но россияне будут их отрицать.
Оптимальным подходом в данной ситуации Маклафлин называет разъяснение всех спорных вопросов, чтобы в дальнейшем продолжить взаимодействие между сторонами. Он подчеркивает, что от россиян не следует ждать признания – им просто надо знать, что собеседнику известно все. Знания вполне достаточно и этот подход ранее доказал свою эффективность;
- обрушившись с критикой лично на бывших руководителей разведслужб, Трамп переступил важную черту. Честной игрой можно назвать несогласие с выводами спецслужб человека, имеющего для этого веские основания. Маклафлин объясняет, что каждый действующий или бывший сотрудник спецслужб отстаивает собственную точку зрения, если в ее основе лежат неопровержимые факты. Вместе с тем, ни один американский президент за всю 70-летнюю историю существования разведывательного сообщества, не называл лидеров спецслужб «политическими интригами».
Ведение политических игр является главным недостатком американской разведки, поэтому виновных в данном случае должны искать рядовые сотрудники спецслужб. Однако трое разведчиков, которых президент раскритиковал, являются одними из самых преданных государственных чиновников. У рядовых сотрудников этих агентств они также вызывают глубокое уважение. Офицеры разведки чувствительностью не отличаются, но слова президента были чрезвычайно удручающими;
- чем дольше американский президент будет запутывать вопрос о российском вмешательстве в выборы, тем меньше вероятность принятия Вашингтоном мер, необходимых для защиты от новых атак на американскую избирательную систему и другие аспекты политической жизни. Генеральный прокурор Джефф Сешнс признал, что в настоящее время Вашингтон делает мало для создания мощной системой киберзащиты, пока большая часть политической энергии уходит на поиск ответа на вопрос о том, чем американцы могут помочь русским.
По мнению Маклафлина, если президент Трамп настойчиво не потребует разработать федеральную программу для обеспечения киберзащиты выборов 2018 и 2020 годов, все попытки федеральных агентств и органов власти в отдельных штатах и округах, могут оказаться недостаточными. Проблема является следствием специфики американской избирательной системы.
Самым прискорбным моментом экс-глава ЦРУ называет то, что в некоторых сферах Вашингтону действительно придется сотрудничать с Москвой. Одной из точек соприкосновения является ближневосточный конфликт, в котором действия россиян, направленные на защиту Асада, способствовали формированию сложной ситуации. Маклафлин подчеркивает, что пока Трамп не откажется от своего отношения к Путину, в умение президента США заключать сделки никто не поверит.