Представители российских бизнес-элит поведали информационному агентству Reuters об «атмосфере страха и беспокойства» среди крупнейших предпринимателей в связи с формированием в США нового «черного списка».
Министерство финансов США во исполнение закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который президент страны Дональд Трамп подписал в августе, к марту должно подготовить список российских персоналий, против которых будут применены новые санкции, одобренные Конгрессом. В конце января администрация США должна представить конгрессменам выкладку с именами приближенных к президенту РФ Путину политиков и бизнесменов с указанием их активов и бизнес-связей за пределами Российской Федерации.
Российский политолог и публицист Андрей Пионтковский рассказал, что сейчас Вашингтон наводнен российскими олигархами, их адвокатами и лоббистами, которые пытаются выяснить, кто из бизнесменов попадет под новые жесткие санкции США. «Люди в напряге. Ситуация подвешенная. Признают тебя близким к Путину – поди докажи, что не так. Судиться за свои активы против США трудно», – процитировало Reuters высокопоставленного сотрудника крупной российской компании. Вот и пытаются представители российских бизнес-элит всячески отгородиться от хозяина Кремля.
Например, как рассказали корреспонденту Reuters в окружении олигарха, входящего в ТОП-100 самых богатых россиян, их босс старается как можно реже светиться на мероприятиях любого характера, где присутствует Путин. В одном из европейских банков, работающих в России, сообщили, что западные финучреждения начали проводить проверки своих клиентов, связанных с президентом РФ и Кремлем. Еще один вариант для российских олигархов – участвовать в крупных социальных проектах на Западе, чтобы показать свою личную приверженность демократическим ценностям.
Источники российского издания Ведомости сообщили, что олигархов ставят перед выбором: ты за Путина или за свой бизнес? Выбирать им совершенно не хочется, но придется.
И еще один факт, приведенный Ведомостями. Игорь Зюзин, владелец «Мечела», как-то под предлогом болезни пропустил встречу у Путина – и получил в ответ обещание «прислать доктора» и лишение заказов на 5 млрд. долларов.