Американский Центробанк постепенно ужесточает денежную политику. Накануне базовая ставка была поднята на 0,25 процентного пункта, эксперты определяют, как решение ФРС отразится на рынке энергоносителей и российском рубле. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
В среду Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США (ФРС) поднял базовую ставку на 0,25 процентного пункта до диапазона 1,25-1,5 процента. Американский регулятор постепенно ужесточают собственную денежную политику. Вчерашнее повышение базовой ставки является последним решением такого рода при действующем главе ФРС Джанет Йеллен, в следующем году на должности ее сменит Джером Пауэлл.
От преемника Йеллен эксперты ожидают продолжения курса на ужесточение денежной политики. Как известно, в кризисные 2008-2009 годы американский регулятор снизил ставки практически до нулевых показателей. Кроме того Федрезерв проводил широкомасштабные закупки активов на выпущенные деньги, операции эти именовались «количественным смягчением» (QE).
Несколько лет назад политика ФРС в значительной степени определялась текущим состоянием мировых финансовых рынков. Потоки денег от Федрезерва активно направлялись в развивающиеся страны, что приводило к росту их рынков и укреплению валют. В то же время политика регулятора способствовала росту цен на нефть и после кризисных годов. На первые шаги ФРС по ужесточению денежной политики в 2015 году рынки отреагировали падением.
На сегодняшний день влияние политики Федрезерва на мировой финансовый рынок заметно снизилось. После вчерашнего решения профильного комитета ФРС эксперты пытаются определить, как повышение базовой ставки в перспективе отразится на ценовых тенденциях энергетического рынка и стоимости российского рубля.
Падения рынков не будет.
Экономист банка «Ренессанс Капитал» Чарльз Робертсон утверждает, что рынки уже заложили в свои цены будущее повышение ставок ФРС. Подобные выводы содержатся также в отчете инвестиционного подразделения Сбербанк CIB. Аналитики отмечают, что повышение ставок уже полностью оценено рынками, поэтому решение не приведет к какой-то рыночной реакции. В банке полагают, что намного более заметную реакцию рынков вызовет прогноз ФРС на 2018 год.
Как правило, в конце каждого года регулятор дает сигнал о том, как в следующем году будут повышаться ставки. Сейчас рыночные игроки предполагают, что в следующем году ФРС будет повышать ставки 2-3 раза. Развивающиеся рынки, по мнению Робертсона, могут отреагировать, если ФРС даст сигнал о повышении в следующем году ставки 3-4 раза.
Экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах обращает внимание на то, что перед назначением нового главы ФРС нет смысла делать какие-либо оценки. По утверждению экономиста, после ряда новых назначений динамика повышения ставок вполне может измениться. В начале следующего года ожидается ряд кадровых перестановок внутри ФРС – сменится не только глава Федрезерва, но и некоторые высокопоставленные чиновники ведомства. Политику нового руководства сейчас прогнозировать крайне трудно.
По мнению Табаха, политика ФРС теперь меньше влияет на развивающиеся рынки, чем раньше. Кроме того, база инвесторов в такие рынки значительно расширилась. Тем не менее в текущем году ФРС трижды повысила ставки, в начале года размер базисной ставки составлял 0,5-0,75 процента. Рынки развивающихся стран растут скорее, чем в государствах развитых, в различных докладах эксперты объясняют тенденцию ускорением экономик развивающихся стран.
К примеру, рост российской экономики ускорился, в середине года некоторые эксперты повысили прогнозы. Табах важным моментом называет то, что изменение политики ФРС стало более предсказуемым. О предстоящих изменениях представители Федрезерва объявляют заранее, поэтому инвесторы могут вносить коррективы изменения в ценовые показатели.
Главный стратег Сбербанка CIB Том Левинсон объясняет, что ФРС определяет ставки для американской экономики, но с учетом того, как действия регулятора отразятся на уверенности на мировых рынках. Поэтому можно сказать, что постепенный рост ставок оказывает поддержку развивающимся рынкам. Левинсон полагает, что рост ставок вряд ли каким-то образом отразится на курсе российского рубля.
Робертсон в свою очередь отмечает, что политика Федрезерва остается «мягкой». Среди прочего это значит, что много денег распределяется по всему миру, включая Россию. По утверждению эксперта, ставки ФРС даже после их повышения остаются на показателях значительно ниже совокупного уровня экономического роста и инфляции.
Чиновники из российского Минэкономразвития сообщают, что в последние месяцы курс рубля фактически отвязался от стоимости нефти. Одной из причин являются операции Carry Trade – инвесторы зарабатывают на разнице процентных ставок в разных странах. После роста ставок в США и снижения их в России объем подобных операций, по мнению Антона Табаха, неизбежно сократится.
Эксперт предполагает, что укрепления рубля в следующем году вряд ли нужно ждать. Скорее всего, российская денежная единица ослабит свои позиции. Табах и Левинсон подчеркивают, что рынок нефти сейчас от политики Федрезерва практически не зависит. На сегодняшний день ценовые показатели нефти определяются факторами предложения и спроса на энергетическом рынке. Фактически это значит, что политика ФРС на стоимость нефти не окажет никакого влияния.