Комментируя решение Стокгольмского арбитража, российский «Газпром» и «Нафтогаз Украины» называют вердикт своим выигрышем. Независимые эксперты признают, что украинской стороне удалось избежать наихудших вариантов развития событий. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Первыми о своей победе в споре сообщили 22 декабря представители украинского «Нафтогаза». Пресс-служба компании проинформировала, что Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма признал недействительными «кабальные положения контракта» и оценила общий положительный эффект принятого решения в более чем 75 миллиардов долларов за весь срок действия двустороннего соглашения о поставке газа.
Затем пресс-служба украинской компании распространила заявление Андрея Коболева, председателя правления «Нафтогаза». Он заявил, что руководство компании удовлетворено получением положительного решения в арбитраже по контракту на поставку по всем требованиям, которые рассматривались в Стокгольме. Через несколько часов свою версию произошедшего изложили в «Газпроме».
Российские СМИ, ссылаясь на пресс-релиз компании, написали о том, что решение арбитража «Газпром» считает позитивным для себя. В сообщении отмечается, что арбитры признали действующими основные положения контракта и удовлетворили большую часть требований российской компании, касающихся оплаты поставленного газа. Именно требования об оплате положили начало разбирательству.
Положительные для «Нафтогаза» элементы вердикта.
В первую очередь среди своих достижений в украинской компании называют отмену требований по принципу «бери или плати» за неотобранные объемы российского газа в период с 2009 по 2017 год. Согласно сообщению пресс-службы, в результате «Нафтогазу» не придется платить россиянам 56 миллиардов долларов. Позитивным моментом для Киева это решение называют и директор украинского Центра исследований энергетики Александр Харченко и аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Последний обращает внимание на то, что требования по принципу «бери или плати» невозможно рассматривать компромиссно, и здесь украинское государство, бесспорно, выиграло.
Еще одним аспектом, который в «Нафтогазе» и экспертной среде называют позитивным для Киева, является отказ «Газпрому» на требования о взыскании денег за газ, поставленный на территорию ОРДЛО. В решении арбитража сказано, что «Нафтогаз» ничего россиянам платить не должен, если газ не прошел украинскую измерительную станцию. За поставки газа на оккупированный боевиками Донбасс «Газпром» требовал от украинской стороны около 1,3 миллиарда долларов.
Кроме того, обоснованными в Стокгольме сочли требования украинской стороны о снижении стоимости газа. Цена газа, полученного во втором квартале 2014 года, была снижена на 27 процентов – с 485 до 352 доллара за тысячу кубометров. После решения арбитража цена газа привязывается к рыночной стоимости энергоносителя вместо прежней привязки к цене нефти. Пресс-служба «Нафтогаза» отмечает, что в результате удалось сэкономить 1,8 миллиарда долларов на закупке газа в 2014-2015 годах.
По данному пункту с оценкой представителей украинской компании эксперты соглашаются лишь частично. Александр Харченко констатирует, что с одной стороны, арбитраж действительно пошел навстречу «Нафтогазу», поскольку «Газпром» настаивал на стоимости 485 долларов за тысячу кубометров. В то же время, украинская компания требовала цены 265,5 долларов за единицу поставки, поэтому решение можно назвать компромиссным.
Также важно, что «Нафтогаз» требовал снижения цены контракта, начиная с 2011 года, но арбитраж пересмотрел только стоимость газа, за который украинская сторона отказывалась платить по цене, требуемой «Газпромом». Арбитраж исходил из логики, что если «Нафтогаз» оплатил поставки, то на момент оплаты украинская компания была согласна с условиями контракта.
Отмену запрета на реэкспорт газа в «Нафтогазе» также записывает в перечень своих побед. Харченко отмечает, что при необходимости Киев может продавать российский газ европейским потребителям, получая при этом прибыль. Юшков напоминает, что «Газпром» на сохранении этой нормы не настаивал. В любом случае на сегодняшний день условия украинского контракта совпадают с типичными для европейского рынка, с привязкой к спотовой цене и без запрета на реэкспорт.
Платить все-таки придется.
В сообщении пресс-службы «Газпрома» отмечается, что «Нафтогазу» придется заплатить около 2 миллиардов долларов просроченной задолженности. Юшков объясняет, что «Нафтогаз» остался в долгу перед российской стороной. За каждый день неуплаты начисляется пеня 0,03 процента от общей суммы (около 600 тысяч долларов в день).
Кроме того, в «Газпроме» заявляют, что по решению арбитража ежегодно, начиная с 2018 года, «Нафтогаз» обязан отбирать и оплачивать 5 миллиардов кубометров газа. Это решение в «Нафтогазе» также называют своей победой, поскольку раньше контракт обязывал украинскую сторону ежегодно покупать у россиян 52 миллиарда кубометров. Теперешний объем, по утверждению пресс-службы украинской компании, соответствует фактическим потребностям потребителей.
По мнению Харченко, уменьшение объема более чем в 10 раз и привязка к рыночной цене газа действительно выглядят позитивными новостями для Киева. С другой стороны, почти 40 процентов газового импорта сейчас будет поступать в Украину из России. Несмотря на неоднозначные моменты, в «Нафтогазе» пообещали приложить максимум усилий для добросовестного выполнения решений Стокгольмского арбитража.