Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин в своем блоге электронного журнала «Россия в современном мире» (MidEast.ru) отметил, что народные волнения в Иране могут негативно аукнуться России.
Начавшиеся накануне Нового года в провинциях протесты под экономическими и социальными лозунгами быстро получили политическую окраску и добрались до столицы страны Тегерана. Манифестанты требуют от правительства прекратить вмешиваться во внутренние дела соседних государств (Палестины, Сирии, Ливана) и больше сосредоточится на внутренних экономических проблемах. Журналисты отмечают, что на митингах в Тегеране время от времени звучат антироссийские призывы.
Протесты уже перешли красную черту – демонстранты нападают на места дислокации Корпуса стражей исламской революции (КСИР), захватывают местные органы власти в провинциальных городах. Есть жертвы с обеих сторон. Политологи указывают на сходство сегодняшних событий с 1979 годом, когда был свергнут шах Реза Пехлеви и власть перешла в руки мусульманских лидеров.
О своей поддержке протестующих в Иране заявили Вашингтон, Брюссель, Эр-Рияд. А вот Москва хранит молчание, разве что МИД назвал события в Иране «внутренним делом» и предостерег от вмешательства извне. Но почему молчат активисты-блогеры из числа российских думцев и сенаторов? «Когда это такие пустяки, как каникулы, мешали депутатам и сенаторам вовремя отметиться в духе “мы победили” или “вот они – козни Запада”?» – подметил Шумилин. Видимо, в Москве есть понимание глубины последствий нынешних иранских событий для России, и в такой ситуации «нельзя промахнуться с обвинениями и оценками». В 1979 году В СССР радовались свержению проамериканского монарха, но пришедший ему на смену аятолла Хомейни очень скоро назвал Советский Союз «малым Сатаной» (а США – «большим Сатаной», разница невелика).
Главный вопрос – оправданна ли ставка Кремля на Иран в событиях в Сирии? Понятно, что удержать у власти Башара Асада без помощи Тегерана было бы невозможно. Но этой тройке противостоит международная коалиция из 67 государств, в том числе мусульманских.
Если восставшим удастся свергнуть режим аятолл, то Тегеран сразу же выведен части КСИР из Сирии, после чего Асаду останутся считанные дни у власти. Если режим будет сопротивляться, то не исключен вооруженный конфликт в Иране наподобие сирийского – затяжная гражданская война. Но для этого аятоллам придется вернуть в Иран бойцов КСИР для своей защиты, а в таком случае «результат для режима Асада приблизительно тот же, но растянутый по времени. Для России также».
Наверняка такой поворот событий не просчитывался в Москве, когда российские войска вводились в Сирию, «кстати, по настоятельной просьбе не только Асада, но и Тегерана, особенно командования КСИР». Но вот поддержка шиитского Ирана вкупе с формально шиитской Сирией «означало заведомо противопоставлять себя суннитскому большинству в мусульманском мире (порядка 85 процентов мусульман – сунниты)», – подчеркнул Шумилин.
Как аукнутся России народные волнения в Иране – мнение востоковеда
Автор: Александр Дынниченко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.