Для некоторых россиян в последнее время отказ во въезде в европейские страны по шенгенской визе стал привычным явлением. Дорогу на Запад отдельным гражданам закрыла их собственная профессия, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
В повестке сегодняшнего заседания Европарламента значится обсуждение противодействия прокремлевской пропаганде. Одним из способов противодействия можно считать, к примеру, запрет на въезд в Евросоюз главе Фонда прогрессивной политики (ФПП) Олегу Бондаренко. Союз журналистов России выступил против запрета, который рассматривает как давление на свободу слова.
Сообщение об осуждении депортации Бондаренко из Германии Союзом журналистов России (СЖР) на английском языке опубликовало агентство Sputnik. Публикация явно рассчитана на зарубежную аудиторию. Европейским коллегам российские журналисты предлагают осудить решение власти в отношении журналиста Бондаренко.
Сам журналист пополнил число провластных политологов, которые не внесены в санкционный список, но в своем праве выезда из России в западном направлении ограничены. Шенгенскую визу главе ФПП несколько дней назад аннулировали на границе с Германией. В беседе с журналистами «НГ» Бондаренко подтвердил, что его виза аннулирована по соответствующему запросу Польши. По мнению журналиста, решение может быть связано с его контактами с польским политологом Матеуш Пискорским, арестованным по обвинению в шпионаже в пользу России.
Официально Польша не предоставила никаких причин отказа во въезде. Ранее по подобному сценарию въезд в Евросоюз закрыли политологам Алексею Мартынову, Игорю Коротченко и ряду других известных в российском медиапространстве лиц. В целом указанных экспертов можно назвать антизападными. Бондаренко в свою очередь заявил, что антиевропейских взглядов не высказывает, выступает за сотрудничество России со странами старой Европы. Решение Польши журналист намерен обжаловать в Европейском суде по правам человека.
Формирование «черных списков» одновременно с санкционными представляет собой четкий сигнал российской околовластной политологической элите. Первые прецеденты зафиксированы еще 10 лет назад, но тогда отдельные страны запрещали въезд на свою территорию. Сейчас одно государство может не пустить того или иного гражданина России на свою территорию и во все страны Евросоюза. На сегодняшний день взаимные стоп-листы продолжают расширяться.
Москва уже заблокировала въезд на российскую территорию целому ряду европейских политиков, критикующих Кремль за нарушение прав и свобод граждан. В Россию не смогло въехать почти все руководство европейского Либерального интернационала и лидеры партии «Альянс либералов и демократов за Европу».
Стоп-лист будет увеличиваться.
Фигурантом российского запретного списка является бывший министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд. Комментируя создавшуюся ситуацию, экс-чиновник заявила, что вполне оправданным считает запрет на выезд в Евросоюз для пропагандистов. По мнению экс-министра, проблема пропаганды действительно существует и оказывает влияние на ситуацию в Евросоюзе. Более того, на данное время между Москвой и Брюсселем ведется пропагандистская война, поэтому запреты можно воспринимать как ответ на происходящее.
Полагает Оюланд, что практика расширения запретных списков будет продолжаться пока стороны не сумеют договориться на дипломатическом уровне. Экс-глава эстонской дипломатии рассказала, что лично для нее запрет на въезд в Россию создал большие неудобства, поскольку Оюланд любила путешествовать по России, ей нравится Санкт-Петербург, кроме того у бывшего министра русские корни.
Депутату Европарламента от Литвы Пятрасу Ауштрявичусу Москва также запретила приезжать в Россию, теперешнюю ситуацию он называет демонстрацией того, что в Евросоюзе меняется понимание об оптимальной реакции на информационную политику Кремля. Сейчас на пропаганду и дезинформацию европейские чиновники реагируют не только резолюциями, но и конкретными действиями. Примерами таких действий можно называть запрет на въезд ряду политологов и журналистов, которых в Европе подозревают в намеренной передаче искаженной информации для влияния на общественное мнение.
По утверждению депутата, в некоторых случаях речь идет о журналистах, которые должны ответить за сказанные ими слова. Ауштрявичус подчеркивает, что пропагандисты не просто высказывают собственное мнение, сидя у компьютера, а являются полноправными элементами политической стратегии Кремля.
Европейский парламентарий предполагает, что в ближайшее время увеличится количество решений об ограничениях на въезд в Евросоюз, поскольку ранее эффект от воздействия прокремлевской пропаганды в Брюсселе недооценивали. Вместе с тем, решение о запрете должно подкрепляться официальными документами.
Глава Московского представительства немецкого Фонда имени Фридриха Наумана Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен констатировал, что каждая страна имеет суверенное право пускать или не пускать к себе определенных людей. Тем не менее, каждое решение должно базироваться на серьезных основаниях. Поэтому эксперт надеется, что максимально быстро Польша опубликует информацию о причинах, по которым Бондаренко лишен права на въезд в Германию, иначе происходящее будет выглядеть как шаг против свободы слова.