Российские олигархи и приближенные к действующей власти предприниматели перед предстоящей публикацией «кремлевского доклада» нервничают. Лилия Шевцова объясняет, что санкции разрушают привычную модель выживания российских элит. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Эксперт-международник Лилия Шевцова известна как специалист по России и США, в свое время она работала в Московском центре Карнеги и институте Брукингса в Вашингтоне, сейчас сотрудничает с организацией Chatham House из Великобритании. В интервью эксперт объяснила, почему так много внимания в прессе российской и международной привлекает к себе предстоящая публикация «кремлевского доклада».
В документе, как ожидается, будут указаны имена приближенных к президенту Путину российских олигархов, информация об их состоянии и связях. Судя по публикациям в прессе, заметная часть российской элиты нервничает в ожидании публикации доклада. Лилия Шевцова объясняет, что «кремлевский доклад» на самом деле не просто заканчивает этап в отношениях между США и Россией, но и подводит черту под целым разделом геополитических отношений. Заканчивается 20-летний период постмодернизма в политике, который характеризовался размытостью ценностей и норм и готовностью Запада интегрировать авторитарные элиты.
Самым главным моментом Шевцова называет то, что доклад подрывает модель выживания российской элиты, которая за много лет привыкла «быть внутри Запада, с Западом, но против Запада». На протяжении длительного времени указанная модель позволяла российской элите вывозить из страны свою ренту и с помощью западных лоббистских структур монетизировать ресурсы на Западе.
Ожидаемый доклад представляет собой основу для нового курса сдерживания. Документ прекращает действие механизма интеграции российской элиты в американскую экономику. Кроме того, механизм разрушается также по другой причине – лоббистские структуры на Западе, прежде всего в США, подвергаются угрозе. Под ударом оказываются люди, которые помогали предприимчивым россиянам выводить деньги в другие страны, обналичивать их и отмывать.
Переживают из-за предстоящей публикации доклада, по словам Шевцовой, все, в том числе олигархи, не близкие к Кремлю. Подтверждением волнений среди прочего является неожиданный рост количества прошений о статусе резидента, в том числе на Мальте. Очевидно, что причастные к незаконным схемам отмывания денег россияне опасаются, что западный механизм перестанет работать для всех, начиная с кремлевских олигархов и друзей президента и заканчивая представителями среднего уровня.
Против введения действительно жестких санкций может выступить Белый дом.
В утвержденном в прошлом году в Вашингтоне законе не содержится информация о том, какие именно санкции будут введены в отношении фигурантов «кремлевского доклада». По мнению Лилии Шевцовой, на этапе утверждения санкции Белый дом может оказывать противодействие введению действительно жестких ограничений.
На сегодняшний день, по словам политолога, Белый дом ложится бревном на пути усилий Конгресса и американских силовых ведомств, добиваясь, чтобы доклад не стал на самом деле эффективным инструментом. К примеру, в октябре прошлого года американцы практически подвергли санкционному воздействию 33 российские компании. Известно, что американские лоббистские структуры сделали все возможное, чтобы максимально смягчить механизм санкционного списка.
Для снижения угрозы так называемых вторичных санкций принимали меры европейцы, в первую очередь политики из Германии. Речь идет об ограничениях для компаний, которые будут сотрудничать с российскими предприятиями, оказавшимися под санкциями. В результате «Северный поток-2» фактически выведен за пределы всяческих угроз.
Политолог считает, что на современном этапе европейцы, видимо, не готовы единым фронтом с американцами выступать против Москвы. Целый ряд стран от Греции до Австрии параллельно пытается сделать все возможное для того, чтобы ослабить единый западный фронт против России, в том числе по вопросу санкций за агрессию в Украине.
Констатирует Шевцова, что сейчас Вашингтон настолько издерган и расколот, что данную ситуацию можно назвать парадоксом и иронией американской внутренней политики. Об удивительном единомыслии в отношении российского курса говорит практически единогласное принятие санкционного закона обеими палатами Конгресса. С другой стороны, в Белом доме отношение к российской теме несколько иное. Необходимость реализации жесткой политики в отношении России поддерживают в американском Минфине, Конгрессе и Госдепартаменте.
Вместе с тем, остаются в Вашингтоне лоббистские структуры. Европейцы также продолжают свою работу по нейтрализации чрезмерной агрессивности американских усилий. Поэтому механизм реализации доклада имеет принципиальное значение. Политолог объясняет, что показательными можно считать намерения американцев по созданию секретной части списка, которая станет так называемым «красным сигналом», предупреждением для российской элиты.
Сейчас российская элита шокирована, даже угроза появления списка заставляет потенциальных его фигурантов держаться в тени. Поэтому «Сбербанк» не работает в аннексированном Крыму, а «Альфа-Банк» отказался от финансирования оборонных предприятий. Это значит, что еще до момента публикации «кремлевского доклада» документ начал работать. Тем не менее, ожидания критиков Путина о том, что раскол российской политической элиты произойдет немедленно, Шевцова называет ошибочными. С другой стороны, быстрый обвал властного режима в стране с ядерным оружием может обернуться проблемами для Вашингтона.